Швейцария, Женева, 25 сентября 1883 г. В этот день пять русских эмигрантов-революционеров
объявили об издании «Библиотеки современного социализма» и тем положили
начало группе «Освобождение труда» — первой русской марксистской организации.
Имена этих пятерых неоднократно встречаются в секретных документах царской
охранки. Особенно интересуются жандармы одним из них, скрывающимся под
кличкой Жорж. За поимку его обещана крупная награда — 500 руб.
Жорж — Георгий Валентинович Плеханов. Ему меньше 30 лет, но за его плечами
большой революционный опыт. Плеханов — известный народник, один из руководителей
организации «Земля и воля», а затем «Черный передел». Это он в 1876 г.,
во время демонстрации у Казанского собора, в самом центре Петербурга, произнес
смелую речь перед рабочими и студентами. Друзья Жоржа — П. Б. Аксельрод,
Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов. Все они в прошлом активные народники.
Имя Веры Засулич известно всей России — это она в 1878 г. стреляла в царского
палача генерала Трепова.
После казни царя народовольцами 1 марта 1881 г. в стране воцарилась
свирепая реакция. Многие революционеры-народники погибли на эшафоте и каторге,
были заживо погребены в тюремных казематах и сибирских снегах. Оставшиеся
на свободе разбрелись, переживая каждый по-своему тяжелый душевный кризис.
Одни продолжали покушения на царя и его сатрапов, другие, скрываясь от
полиции, эмигрировали за границу, третьи отошли от борьбы.
Революционное народничество, исчерпав себя первым марта 1881 г., резко
пошло на спад. Господствующим течением в народничестве все более становилось
либеральное.
Либеральные народники признавали, что капитализм, буржуазия в России
уже существуют, но считали их тепличным растением, не имеющим корней в
русской жизни и лишь искусственно насажденным правительством. Крупной промышленности
они противопоставляли якобы некапиталистическое «народное производство»
(крестьянскую общину, кустарные промыслы, артели и т. п.), не замечая того,
что и оно превращается в капиталистическое хозяйство, а общины и артели
все более попадают под власть кулака и фабриканта. Либеральные народники
призывали отказаться от революционной борьбы, перестать «развлекаться бунтами
и заговорами» и ограничиться легальным «давлением» на правительство, чтобы
добиться от него реформ.
Плеханов и его друзья все более разочаровывались в народниках. Глубоко
изучая труды Карла Маркса, наблюдая за развитием рабочего движения в Европе,
они первыми из русских революционеров нашли правильный путь борьбы. Отвергнув
народническое учение, они обратились к великому учению Маркса. В длинные
осенние вечера 1883 г., собираясь на квартире Плеханова или в дешевых женевских
ресторанчиках, они размышляли, спорили, мечтали, говорили о предстоящей
борьбе.
Так родилось решение: переводить на русский язык и распространять в
России важнейшие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, издавать книги и
брошюры для русской интеллигенции и рабочих с критикой народнических теорий.
Большинство эмигрантов-народников встретило появление новой группы враждебно.
Многие обвиняли плехановцев в измене революционному делу. Группа была совсем
маленькой. Не хватало средств для того, чтобы поставить работу на широкую
ногу. На первых порах выручали деньги, пожертвованные одним из членов группы
«Освобождение труда» — В. Н. Игнатовым: ему принадлежала доля в небольшом
пароходном предприятии. Игнатов был тяжело болен, однако пренебрегал лечением
ради общего дела. Деньги Игнатова скоро иссякли. Не хватало средств на
питание, на оплату квартиры.
Однако работа продолжалась. Признанным руководителем и душой группы
был Г. В. Плеханов. На его плечах лежала прежде всего теоретическая и литературная
работа. Часто он читал доклады перед русскими студентами в разных городах
Швейцарии. На многочисленных диспутах и дискуссиях, где первым российским
марксистам приходилось скрещивать оружие с идейными противниками, Плеханов
был незаменим. Огромная эрудиция, глубина мысли, бурная революционная страсть,
тонкое остроумие и превосходная литературная речь покоряли слушателей.
Еще в 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической
партии» Маркса и Энгельса. «Лично о себе могу сказать, — писал Георгий
Валентинович, — что чтение «Коммунистического манифеста» составляет эпоху
в моей жизни. Я был вдохновлен «Манифестом» и тотчас же решил его перевести
на русский язык». Сочинения Маркса и Энгельса переводили также В. И. Засулич
и П. Б. Аксельрод. Засулич вела большую и разнообразную переписку группы,
Аксельрод выступал с докладами в разных городах Швейцарии перед русскими
эмигрантами. Л. Г. Дейч выполнял все организационные и административные
функции группы «Освобождение труда», организовал работу типографии и распространение
изданной литературы.
Г. В. Плеханов.
Установить связи с родиной, с революционным движением в самой России
было неимоверно трудно. И все же надежные люди тайком переправляли в Россию
издания группы. И уже вскоре при обыске у московских рабочих жандармы обнаруживают
текст программы группы «Освобождение труда», произведения Плеханова. Плеханов
не ограничивался переводом трудов Маркса и Энгельса. В своих книгах и статьях
он сумел дать анализ русской действительности с марксистских позиций.
Книги Плеханова, в которых он критиковал народничество, оказывали огромное
влияние на передовую молодежь России. За тысячи верст от Женевы, на Волге,
с ними знакомился юный революционер Владимир Ульянов.
Плеханов в своих работах доказывал, что капитализм в России пустил глубокие
корни и вместе с ростом фабрик и заводов формируется рабочий класс. Плеханов
и его товарищи утверждали, что главной революционной силой в России является
не крестьянство, как думали народники, а пролетариат и только под руководством
пролетариата может быть свергнуто самодержавие. Поэтому революционеры-марксисты
должны развернуть пропаганду научного социализма прежде всего среди рабочих
и создать рабочую социалистическую партию.
Далеко не все соглашались с Плехановым. Народники, прочитав его книгу
«Социализм и политическая борьба» (1883), выступили с осуждающими статьями.
На их обвинения Плеханов ответил новой книгой — «Наши разногласия» (1885),
где показал, что быстрое развитие капитализма в России, рост пролетариата
и рабочего движения — неопровержимый факт. С появлением книг Плеханова
старые, народнические «учителя жизни» утратили свое прежнее влияние на
революционную молодежь. Этому способствовало и распространение написанных
Плехановым двух проектов программы группы «Освобождение труда», излагавших
учение Маркса применительно к условиям русской жизни.
Как-то в Женеву пришло письмо из Петербурга — там образовался самостоятельный
марксистский кружок во главе с Дмитрием Благоевым. Петербуржцы прислали
на суд старших товарищей свою программу, а главное, просили прислать книги
— «как можно больше и скорее». Плеханов с воодушевлением начал переписку
с благоевцами.
В трудной борьбе группа «Освобождение труда» чувствовала товарищескую
поддержку Ф. Энгельса, лично знакомого с Плехановым и Засулич. Сохранилась
дружеская переписка между ними. Энгельс, получив книгу Плеханова «Наши
разногласия», писал в 1885 г. Засулич: «Я горжусь тем, что среди русской
молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие
экономические и исторические теории Маркса... сам Маркс был бы также горд
этим, если бы прожил немного дольше». В 1889 г. на Парижском конгрессе
II Интернационала (см. ст. «Крах II Интернационала») Плеханов произнес
исторические слова: «Революционное движение в России восторжествует только
как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не
может».
Группа «Освобождение труда» теоретически основала русскую социал-демократию
и сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. Практически с массовым
рабочим движением она не была еще связана. С созданием в Петербурге ленинского
«Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось слияние научного
социализма с рабочим движением, наступил следующий, более высокий этап
развития марксизма и рабочего революционного движения в России. После организации
Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в ее
состав (см. ст. «Ленинская «Искра»). Группа «Освобождение труда» прекратила
свою деятельность.
Позднее плехановцы разошлись с Лениным, стали меньшевиками (см. ст.
«II съезд РСДРП»). Их отход от революционного марксизма объясняется тем,
что они не видели в крестьянстве важной революционной силы и основного
союзника пролетариата. Плеханов считал, что союзником пролетариата в революции
может стать либеральная буржуазия.
Однако двадцатилетнее существование Труппы «Освобождение труда» сыграло
огромную роль в распространении марксизма в России, в зарождении русской
революционной социал-демократии.
В. И. Ленин высоко оценивал работы Г. В. Плеханова и писал, что «нельзя
стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать
— именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо
это лучшее во всей международной литературе марксизма».