В начале 70-х годов XIX в. русские революционеры стояли на распутье.
Стихийные крестьянские восстания, вспыхнувшие во многих губерниях в
ответ на реформу 1861 г., были подавлены полицией и войсками. План намеченного
на 1863 г. всеобщего крестьянского восстания революционерам осуществить
не удалось. Н. Г. Чернышевский (см. ст. «Современник». Н. Г. Чернышевский
и Н. А. Добролюбов») томился на каторге; его ближайшие соратники, составлявшие
центр революционной организации, были арестованы, некоторые погибли или
тоже попали на каторгу. В 1867 г. замолчал «Колокол» А. И. Герцена.
В это тяжелое время молодое поколение революционеров искало новые формы
борьбы с царизмом, новые способы разбудить народ, привлечь его на свою
сторону. Молодежь решила идти «в народ» и вместе с просвещением распространять
среди темного, забитого нуждой и бесправием крестьянства идеи революции.
Отсюда и название этих революционеров — народники.
Весной и летом 1874 г. молодые люди, чаще всего студенты, разночинцы
или дворяне, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию
и переодевшись в крестьянское платье, «пошли в народ». Вот как рассказывает
современник о настроении, охватившем передовую молодежь: «Идти, во что
бы то ни стало, идти, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги,
даже лапти... Одни мечтали о революции, другие хотели попросту лишь посмотреть,
— и разлились по всей России мастеровыми, коробейниками, нанимались на
полевые работы; предполагалось, что революция произойдет никак не позже,
чем через три года, — таково было мнение многих».
Из Петербурга и Москвы, где в то время было больше всего учащейся молодежи,
революционеры двинулись на Волгу. Там, по их мнению, еще были живы в народе
воспоминания о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева.
Меньшая часть направилась на Украину, в Киевскую, Подольскую и Екатеринославскую
губернии. Многие поехали к себе на родину или в места, где у них имелись
какие-либо связи.
Посвящая жизнь народу, стремясь стать ближе к нему, народники хотели
жить его жизнью. Они крайне скудно питались, спали подчас на голых досках,
ограничивали свои потребности самым необходимым. «У нас возникал вопрос,
— писал один из участников «хождения в народ», — позволительно ли нам,
взявшим в руки страннический посох... есть селедки?! Для спанья я купил
себе на базаре рогожу, бывшую уже в употреблении, и клал ее на дощатые
нары.
Ветхая мочалка скоро протерлась насквозь, и приходилось спать уже на
голых досках». Один из выдающихся народников того времени — П. И. Войнаральский,
в прошлом мировой судья, отдавший все свое состояние на дело революции,
открыл в г. Саратове сапожную мастерскую. В ней обучались народники, желавшие
идти в деревню сапожниками, и хранилась запрещенная литература, печати,
паспорта — все необходимое для нелегальной работы революционеров. Войнаральский
организовал в Поволжье сеть лавочек и постоялых дворов, служивших опорными
пунктами для революционеров.
Вера Фигнер. Фотография 1870-х годов.
Одна из самых героических женщин-революционерок — Софья Перовская, окончив
курсы сельских учительниц, в 1872 г. направилась в Самарскую губернию,
в деревню помещиков Тургеневых. Здесь она занялась прививанием оспы крестьянам.
Одновременно она знакомилась с их жизнью. Переехав в село Едимново Тверской
губернии, Перовская поступила помощницей учительницы народной школы; здесь
она также лечила крестьян и пыталась разъяснить им причины бедственного
положения народа.
Дмитрий Рогачев. Фотография 1870-х годов.
Живую картину работы в деревне, правда относящуюся к более позднему
времени, рисует в своих воспоминаниях другая замечательная революционерка
— Вера Фигнер. Вместе с сестрой Евгенией весной 1878 г. она приехала в
село Вязьмино Саратовской губернии. Сестры начали с организации амбулатории.
Крестьяне, никогда не видевшие не только медицинской помощи, но и человеческого
отношения к себе, буквально осаждали их. За месяц Вера приняла 800 больных.
Затем сестрам удалось открыть и школу. Евгения сказала крестьянам, что
берется бесплатно обучать их детей, и у нее собралось 29 девочек и мальчиков.
Пи в Вязьмино, ни в окрестных селах и деревнях школ тогда не было. Некоторых
учеников привозили за двадцать верст. Приходили учиться грамоте и особенно
арифметике и взрослые мужчины. Скоро Евгению Фигнер крестьяне называли
не иначе, как «наша золотая учительница».
Окончив занятия в аптеке и школе, сестры брали книги и шли к кому-либо
из крестьян. В доме, где они проводили вечера, собирались родственники
и соседи хозяев и до позднего вечера слушали чтение. Читали Лермонтова,
Некрасова, Салтыкова-Щедрина и других писателей. Часто возникали разговоры
о тяжелой крестьянской жизни, о земле, об отношении к помещику и властям.
Почему же сотни юношей и девушек шли именно в деревню, к крестьянам?
Революционеры тех лет видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их
глазах был тем же крестьянином, лишь временно оторванным от земли. Народники
были убеждены, что крестьянская Россия может миновать мучительный для народа
капиталистический путь развития.
Арест пропагандиста. Картина И. В. Репина.
Сельская община представлялась им основанием для установления справедливого
общественного строя. Они надеялись использовать ее для перехода к социализму,
минуя капитализм.
Народники вели революционную пропаганду в 37 губерниях. Министр юстиции
писал в конце 1874 г., что они успели «покрыть как бы сетью революционных
кружков и отдельных агентов больше половины России».
Одни народники шли «в народ», надеясь быстро организовать крестьян и
поднять их на восстание, другие мечтали развернуть пропаганду с целью постепенной
подготовки к революции, третьи хотели только просвещать крестьян. Но все
они верили, что крестьянин готов подняться на революцию. Примеры прошлых
восстаний под руководством Болотникова, Разина и Пугачева, размах крестьянской
борьбы в период отмены крепостного права поддерживали в народниках эту
веру.
Как же встречали крестьяне народников? Нашли ли эти революционеры общий
язык с народом? Удалось ли им поднять крестьян на восстание или хотя бы
подготовить их к этому? Нет. Надежды поднять крестьян на революцию не оправдались.
Участникам «хождения в народ» с успехом удавалось только лечить крестьян
и обучать их грамоте.
Софья Перовская
Народники представляли себе «идеального мужика», готового бросить землю,
дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и
царя, а в действительности столкнулись с темным, забитым и беспредельно
угнетенным человеком. Крестьянин считал, что вся тяжесть его жизни исходит
от помещика, но не от царя. Он верил, что царь — его отец и защитник. Мужик
готов был потолковать о тяжести податей, но вести с ним разговор о свержении
царя и о социальной революции в России тогда было невозможно.
Половину России изъездил блестящий пропагандист Дмитрий Рогачев. Обладая
большой физической силой, он тянул лямку с бурлаками на Волге. Везде он
пытался вести пропаганду, но не мог увлечь своими идеями ни одного крестьянина.
К концу 1874 г. правительство арестовало свыше тысячи народников. Многих
без суда выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили
в тюрьмы.
18 октября 1877 г. в Особом присутствии сената (высшего судебного органа)
начало слушаться «дело о революционной пропаганде в империи», получившее
в истории название «процесс 193-х». Один из виднейших революционеров-народников
— Ипполит Мышкин произнес на суде блестящую речь. Он открыто призывал к
всеобщему народному восстанию и говорил, что революция может быть совершена
только самим народом.
Поняв бесплодность пропаганды в деревне, революционеры перешли к иным
способам борьбы с царизмом, хотя некоторые из них еще и пытались сблизиться
с крестьянством. Большинство же перешло к непосредственной политической
борьбе с самодержавием за демократические свободы. Одним из основных средств
этой борьбы стал террор — убийство отдельных представителей царской власти
и самого царя.
Тактика индивидуального террора мешала пробуждению широких масс народа
к революционной борьбе. На место убитого царя или сановника вставал новый,
а на революционеров обрушивались еще более тяжелые репрессии (см. ст. «1
марта 1881г.»). Совершая героические подвиги, народники так и не смогли
найти пути к тому народу, во имя которого они отдавали свою жизнь. В этом
трагедия революционного народничества. И все же народничество 70-х годов
сыграло важную роль в развитии русского революционного движения. В. И.
Ленин высоко ценил революционеров-народников за то, что они пытались пробудить
массы к сознательной революционной борьбе, призывали народ к восстанию,
к свержению самодержавия.