«Бунтовщик хуже Пугачева» — так сказала Екатерина II, прочитав книгу
А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд это
явное преувеличение. Мощная Крестьянская война под предводительством Е.
И. Пугачева потрясла феодальную Россию, перепугала императрицу и помещиков
и была разгромлена с большим трудом. Но чем мог быть опасен Александр Радищев?
Сын пензенского помещика, Радищев учился в Пажеском корпусе, был послан
в Лейпцигский университет, по возвращении служил в армии, затем чиновником
Петербургской таможни. За его спиной не было ни революционной организации,
ни армии восставших, и расправиться с ним не составляло большого труда.
Все это так. Но крестьянская война была лишь стихийным протестом доведенных
до отчаяния крестьян, пытавшихся посадить на трон своего, «доброго» царя.
Предшественники Радищева — русские просветители — критиковали помещичий
произвол и крепостные порядки, но не требовали уничтожения крепостного
права и надеялись, что императрица осуществит их проекты и предложения.
В своей книге Радищев заклеймил крепостное право. Он писал, что крепостной
крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв», что его заставляют «шесть
раз в неделю ходить на барщину», истязают его «розгами, плетьми, батожьем
или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, бесчестят его дочерей
и оставляют ему «только то, чего отнять не могут, — воздух. Да, один воздух».
Но Радищев не остановился на критике крепостного права. Он потребовал «совершенного
уничтожения рабства», настаивал на том, чтобы земля была отобрана у помещиков
и отдана «делателю ее» — крестьянину. Он открыто сказал, что царь заботится
не о благе народа, а об интересах «великих отчинников», что церковь освящает
этот ненавистный строй.
В 1773 г., в том году, когда началась крестьянская война, Радищев в
одном из своих сочинений первым заявил: «Самодержавство есть наипротивнейшее
человеческому естеству состояние». Развивая эту мысль в «Письме другу,
жительствующему в Тобольске», он писал: «Нет и до окончания мира примера,
может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей
власти», а в «Беседе о том, что есть сын отечества» утверждал, что «притеснители,
злодеи человечества», те, кто «терзает ближних своих», кто проливает «потоки
слез и реки крови», не имеют права называться патриотами. «Истинный сын
отечества» лишь тот, кто борется за свободу народа и установление «народоправления».
Но как бы ни были важны и новы положения и выводы первых произведений
Радищева, его место в истории определяется «Путешествием из Петербурга
в Москву». Свою книгу он построил в форме путевых очерков. Но это меньше
всего рассказ о дорожных впечатлениях. Его книга — цельное произведение,
каждая из глав которого показывает одну из сторон крепостного строя и воспринимается
как обвинительный акт самодержавию и крепостничеству.
Славна, но трагична судьба «Путешествия», напечатанного Радищевым в
собственной типографии. Он успел продать до ареста всего три-четыре десятка
экземпляров, а остальные пришлось сжечь. Проданные экземпляры разыскивали
и уничтожали. Их хранение царские власти считали преступлением. В печати
о книге было запрещено упоминать. Но книга продолжала жить и сражаться.
Ее рукописные списки ходили по стране, и с ними были знакомы все поколения
русских революционеров. В России книга была издана лишь после революции
1905 г. Но еще в 1858 г. Герцен напечатал ее в Лондоне и в предисловии
к ней писал: Радищев «едет по большой дороге, он сочувствует страданиям
масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове
его мы находим с ненавистью к насилию — громкий протест против крепостного
состояния...».
Проедем же вместе с Радищевым по его большой дороге, задумаемся
над тем, какое место занимает каждая из глав в его замысле.
Эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». За
устарелыми и не совсем понятными словами эпиграфа встает страшное ненавистное
чудище самодержавия и крепостничества.
Предисловие начинается словами, которые запомнятся каждому, кто
хотя бы раз открыл эту книгу: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями
человечества уязвленна стала». Именно страдания народа позвали автора на
подвиг.
София, Тосна — первые главы книги и первая встреча автора с народом,
с его песнями, полными «скорби душевной» и мягкости.
Любань. Зайцева. С потрясающей силой показано положение крестьян
и произвол помещиков. Крестьянин шесть дней в неделю работает на барщине,
а его жена и дети и в воскресенье собирают барину ягоды и грибы. Для работы
на себя у крестьянина остается лишь воскресенье, но из того, что он заработает,
немало пойдет на уплату податей. Человека превратили в раба, в рабочий
скот. И со страниц книги звучит угроза: «Страшись, помещик жестокосердый,
на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Дворянин, прославившийся на службе лишь казнокрадством и взяточничеством,
«почитает крестьян скотами», грабит и истязает их. Он жесток, подл и развратен.
Не лучше и его сыновья. За гнусное надругательство над невестой крепостного
крестьяне убили помещика и его сыновей.
И Радищев пишет: «Крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения
не имеют. Сердце мое их оправдает».
Чудово. Завидово. Клин. Произвол властей не отличается от произвола
помещиков. Жаловаться на них бесполезно. Всесильный екатерининский вельможа
— живое воплощение «обмана, вероломства, предательства, блуда, отравления,
татьства, грабежа, убийства».
Русскому дворянству Радищев противопоставил слепого и нищего старика
— солдата-инвалида, который мужественно сражался за Родину и постоянно
«помнит о человечестве».
Спасская полесть. Истина и справедливость давно покинули царский
двор. Здесь царят дикий произвол, беззаконие, лесть и казнокрадство. Царь
— «убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель
общия тишины, враг лютейший» народа. Роскошные одежды его «замараны кровию
и смочены слезами» бесправных подданных.
Подберёзье. Крестцы. В школах крепостной России «схоластика...
невежество, рабство, инквизиция». Преподавание не ведется на «языке народном»,
на «языке российском», а это закрывает народу доступ в школу. Из «ста дворянчиков,
поступающих в службу, 98 оказываются повесами,.. вертопрахами, распутниками,
щеголями». Школа же должна воспитывать «истинных сынов отечества», которые
будут отстаивать интересы народа и не испугаются «ни осмеяния, ни мучения,
ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти».
Зайцева. Валдай. Едрово. Разврат, цинизм, уродливые отношения
в семьях — вот что отличает моральный облик крепостников. Радищев противопоставляет
крепостникам крестьянскую девушку Анюту, ее мать и жениха, любуясь и гордясь
их духовной чистотой и красотой.
Хотилов. Вышний Волочек. Выдропуск. «Сохраненный нерушимо даже
до сего дня зверский обычай порабощать подобного себе человека» ведет страну
к гибели, утверждает Радищев. Все, чем пользуются крепостники, «омыто потом,
слезами и кровию крестьян». Они неминуемо восстанут и разрушат страну,
сохраняющую рабство. Грозя помещикам восстанием крестьян, Радищев приводит
здесь «Проект в будущем», который постепенно уменьшает власть и права дворян
и завершается «совершенным уничтожением рабства». Радищев мечтает о таком
времени, но мало надеется на то, что царь и помещики осуществят этот проект.
Радищев призывает обрушить на них «человеколюбивое мщение» и «сжечь их
имения».
Медное. Городня. Пешки. Крепостная деревня с нищенскими избами.
Тряпье вместо одежды, жалкая пища. Крестьянин «заклепан в узы» и превращен
в «вола в ярме». Произвол и беззаконие при сдаче в рекруты. Трагедия крепостных
художников, актеров, учителей, судьба которых зависит от прихоти помещика.
Отвратительное порождение крепостничества — продажа крестьян в розницу.
«Свободы не от советов великих отчинников ожидать должно, но от самой тяжести
порабощения», — восклицает Радищев.
Прочтя эту главу, Екатерина II со страхом и ненавистью заметила, что
автор «надежду полагает на бунт от мужиков».
Тверь и ода «Вольность». Гимн революции, которая сметет
самодержавие и установит республику. Как величайший праздник Радищев рисует
время, когда «возникнет рать повсюду бранна», когда ликующие «склепанны
народы» «на плаху возведут царя», смоют позор рабства и на земле воцарится
вольность — «источник всех великих дел».
Черная грязь. Слово о Ломоносове. Велик и богат творческими силами
народ русский. Он, и «заключенный в смрадной темнице» крепостничества,
выдвигает таких великих мужей, как Ломоносов. А сколько Ломоносовых выйдет
из народа, когда народ станет свободным!
Москва! Москва! Путешествие из Петербурга в Москву окончено.
Радищев нарисовал страшную картину крепостной России и всем содержанием
книги доказал, что выход один — народная революция. Нужны не подачки от
царя и помещиков, а уничтожение крепостничества, не надежды на «доброго
царя», а уничтожение самодержавия и установление республики.
Книга была написана вскоре после Крестьянской войны под предводительством
Пугачева и победы революции в Америке, а напечатана тогда, когда рухнула
Бастилия и началась Великая французская буржуазная революция, — все это
определяло силу воздействия ее на читателей.
Поэтому и был Радищев для Екатерины II «бунтовщиком хуже Пугачева»,
поэтому она со страхом и злобой писала, что «французская революция его
решила определить в России себе первым подвизателем».
Страшна и трагична судьба Радищева: арест, допросы, пытки, смертный
приговор и долгие месяцы тюремного каземата в ожидании казни, ссылка в
далекий Илим на верную смерть. Лицемерно 4 помилованный» Павлом I, Радищев
заперт в маленькую калужскую деревушку и полностью изолирован от общества.
Александр I возвращает его в Петербург и привлекает к составлению нового
свода законов. Снова оживают мечты, что, может быть, хоть что-то удастся
сделать для улучшения положения народа. И снова гнусный обман: когда Радищев
попытался в своих проектах реализовать самые скромные предложения, ему
открыто пригрозили тюрьмой и Сибирью.
А. Н. Радищев. Портрет XVIII в. Художник неизвестен.
Всю жизнь он боролся, мечтал, искал пути ликвидации ненавистного самодержавия
и крепостничества.
Репрессии, угрозы сыплются на него одна за другой. Его замучили, затравили,
привели к духовной трагедии. Но, умирая, он бросил в лицо своим мучителям:
«Потомство за меня отомстит».
Портрет крепостной крестьянки конца XVIII в. Художник неизвестен.
Радищев понимал, что для революции в России «не приспе еще година»,
но твердо верил в ее победу. «Не мечта сие, но взор проникает густую завесу
времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие»,
— написал он в 1790 г. Через 115 лет, после того как были написаны эти
строки, над Россией грянул первый гром революции, а еще через 12 лет народная
революция победила. И сразу после революции победивший народ поставил памятник
А. Н. Радищеву — человеку, который «нам первый вольность прорицал».
Наказание крепостного батогами. Рисунок того времени.