Тридцать пять больших томов. На корешках книг потускневшая от времени
надпись на французском языке: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук,
искусств и ремесел». Теперь только на полках больших библиотек можно увидеть
эти книги; к ним обращаются ученые, интересующиеся историей и культурой
Франции XVIII в.
Но было время, когда выхода каждого тома ожидали тысячи людей, когда
в этих книгах искали ответа на самые важные вопросы жизни и науки. Тем,
кто писал в «Энциклопедии», и даже тем, кто читал ее, грозили кары и преследования.
И все-таки эти книги жадно читали не только во Франции. К ним обращался
А. Н. Радищев — первый русский революционер-республиканец. Они украшали
полки библиотеки А. С. Пушкина. Недаром эти 35 книг заслужили название
«Великая энциклопедия».
Перенесемся мысленно на два века назад. В 1789 г. во Франции началась
революция. Народ под руководством революционной буржуазии поднялся на штурм
феодального строя. Революционный взрыв назревал в течение всего XVIII в.
Тогда и выступили люди, которых мы называем просветителями (делом своей
жизни они считали просвещение народа). Время их деятельности получило название
эпохи Просвещения. Просветители выдвинули идеи преобразования феодального
общества.
Просветители принадлежали к третьему сословию, но они были выходцами
из разных его слоев. Они придерживались различных взглядов, но были едины
в своей ненависти к деспотизму короля и гнету церкви. Главной своей задачей
просветители считали борьбу против деспотизма и суеверия. Их оружием были
научные книги и памфлеты, драмы и комедии, стихи и эпиграммы. «Энциклопедия»
был а коллективным трудом передовых французских мыслителей и ученых XVIII
в. Издание ее связано с именем выдающегося философа-материалиста и писателя
Дени Дидро (1713 — 1784).
Еще до выхода «Энциклопедии» Дидро подвергался преследованиям. В 1746
г. сожгли книгу Дидро «Философские мысли», в которой он критиковал королевскую
власть и привилегированные сословия — дворянство и духовенство. В 1749
г. Дидро за распространение передовых взглядов был заключен в тюрьму. Там
Дидро и составил проект издания «Энциклопедии». Он задумал объединить и
обобщить научные знания своего времени, чтобы «способствовать их прогрессу».
Вместе с тем Дидро хотел выразить в «Энциклопедии» передовые взгляды, выступить
против феодального строя, религии и церкви. С необычайной энергией Дидро
взялся за дело. К началу 50-х годов ему удалось собрать вокруг себя группу
писателей и ученых и приступить к подготовке «Энциклопедии».
В «Энциклопедии» участвовал Вольтер (1694 — 1778) — писатель и философ,
бичевавший пороки феодального строя и церкви. Свой блестящий талант он
посвятил распространению просвещения, борьбе за освобождение людей от религиозных
суеверий и предрассудков. «Раздавите гадину», — призывал Вольтер. Гадиной
он называл католическую церковь. Излюбленным оружием его была насмешка,
тонкая, язвительная, уничтожающая. Вольтер громил нетерпимость и жестокость
церковников: инквизицию, религиозные войны, преследования еретиков.
Среди авторов «Энциклопедии» был Жан Жак Руссо (1712 — 1778) — писатель
и мыслитель, отстаивавший интересы народа.
Активное участие в создании «Энциклопедии» принимали философы-материалисты
К. Гельвеции и П. Гольбах, резко выступавшие против тирании короля, гнета
церкви.
Дом Гольбаха называли вспомогательной конторой «Энциклопедии». Энциклопедисты
часто собирались у Гольбаха, обсуждали новые статьи, пользовались его прекрасной
библиотекой.
Титульный лист «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств
и ремесел».
Крупный математик и философ д'Аламбер вместе с Дидро был редактором
«Энциклопедии». Но душой всего дела оставался Дидро. Его перу принадлежит
большое число важных статей. О Дидро, человеке разносторонних знаний и
блестящем писателе и собеседнике, говорили, что он сам «энциклопедия в
действии и в разговоре».
Энциклопедия охватывала важнейшие вопросы общественной жизни и науки.
Энциклопедисты проявили много выдумки и остроумия, чтобы в прикрытой, но
понятной форме изложить свои взгляды. Так, они умалчивали о французском
короле, но хорошо отзывались об общественном строе Англии, где власть короля
была ограничена. «Опыт учит, — писал Дидро в статье «Государи», — что чем
больше правители имеют власти, тем больше они злоупотребляют ею. Поэтому
полезно ограничить власть государей».
Дени Дидро.
А в статье «Собственность» Дидро прямо провозглашал право народа на
восстание: «Всякая власть, основанная только на насилии, насилием же свергается».
Энциклопедисты выступали против католической церкви, высмеивая и обличая
и другие религии. Они критиковали крепостное право и цеховую систему, защищали
свободу торговли и промышленности. Энциклопедисты выдвигали требования
справедливого распределения налогов и подвергали критике несправедливое
законодательство.
Много внимания «Энциклопедия» уделяла описанию лучших образцов производства.
Дидро бывал в ремесленных мастерских Парижа, сам работал у станков и давал
подробные описания и рисунки по разным отраслям труда. В «Энциклопедии»
говорилось о необходимости реформы старой, феодальной системы образования
и воспитания.
Первый том «Энциклопедии» вышел в 1751 г. Он произвел огромное впечатление.
Выход книги приветствовали передовые люди Франции. Церковники почувствовали
опасность. В 1752 г. вышел второй том. Реакционеры были взбешены. Началась
травля «вольнодумцев и безбожников». Посыпались доносы на Дидро и его сотрудников.
Епископы в своих посланиях говорили, что «Энциклопедия» распространяет
неверие и заблуждения. Королевский совет приостановил выпуск «Энциклопедии»,
а церковники захватили ее рукописи. Они пытались переработать «Энциклопедию»
в своем духе, но это оказалось им не под силу. Как метко сказал один из
просветителей, церковники забыли захватить голову Дидро и поэтому не смогли
ничего сделать.
Энциклопедисты. Чтение у Дидро. Картина Э. Мейсонье.
Королю в 1753 г. пришлось уступить требованиям передовых людей и отменить
запрещение на выпуск «Энциклопедии». Каждый год из печати выходил один
том. Успех «Энциклопедии» возрастал. Число ее подписчиков достигло 4 тыс.
Для того времени это был очень большой тираж. Так продолжалось до 1757
г., когда вышел седьмой том «Энциклопедии». В нем была статья д'Аламбера,
в которой он подверг критике католическое духовенство. Враги получили давно
желанный повод для возобновления яростной атаки на «Энциклопедию» и ее
сотрудников. Не выдержав травли и угроз, д'Аламбер ушел с поста редактора.
Вольтер предлагал Дидро приостановить издание до более благоприятных
времен. Однако Дидро был непоколебим.
Он писал Вольтеру: «Отказаться от предприятия — значило бы покинуть
поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если
бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об уходе д'Аламбера!..
Что же нам остается делать? То, что прилично мужественным людям, — презирать
наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и раньше пользовались,
глупостью наших цензоров».
Вольтер. Скульптурный портрет работы А. Гудона.
Дидро настойчиво продолжал свое дело. Он издавал «Энциклопедию», несмотря
на запрещение. На книгах писали, что они напечатаны в Невшателе (Швейцария),
а на самом деле их тайно набирали в Париже. Вышедшие тома доставлялись
подписчикам тайком.
Духовенство добилось приказа, который обязывал подписчиков сдавать полученные
тома в полицию. Не раз авторы «Энциклопедии» попадали в Бастилию. Многие
произведения энциклопедистов «святые отцы» сожгли на кострах. И все же
издание «Энциклопедии» было успешно завершено.
К 1772 г. вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюстраций. Последние,
дополнительные тома «Энциклопедии» вышли к 1780 г.
Такова краткая история «Энциклопедии». Современники говорили, что «Энциклопедия»
— это «громадный арсенал, в котором ковалось оружие для штурма старой Франции».
Передовые взгляды, излагавшиеся в «Энциклопедии», стали достоянием общества
Франции и других стран Европы, а также передовых кругов Америки.
Французская «Энциклопедия» была не только сводом знаний, но и политической
программой буржуазии. Просветители-энциклопедисты совершили «революцию
в умах», что имело большое значение для подготовки буржуазной революции
с оружием в руках.