В начале XV в. португальцы услышали от арабов о золотых богатствах Тропической
Африки и стали снаряжать одну экспедицию за другой на западное побережье
материка (см. ст. «Древние и средневековые государства Тропической Африки»).
Продвигаясь вдоль берегов Африки, португальцы обменивали свои товары
на золото и слоновую кость. Но самым прибыльным делом оказалась охота на
рабов. В 1452 г. в Португалию были доставлены первые африканские рабы.
Их продавали в Лиссабоне по высокой цене.
Вслед за португальцами этим разбойничьим промыслом занялись англичане,
голландцы, французы, датчане, шведы. Берега Африки покрылись факториями
(торговыми поселками) — опорными пунктами европейских работорговцев. Африка
превратилась, по словам Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих».
С начала XVI в. в Америке, незадолго до этого открытой европейцами,
стала остро ощущаться потребность в рабочей силе для обработки плантаций.
Захваченных в Африке рабов стали тысячами вывозить в Америку.
Ежегодно сотни судов отправлялись в Африку за невольниками. Считают,
что в XVIII в. из каждых четырех судов три были английскими. Основным районом
работорговли стала территория, прилегающая к Гвинейскому заливу. Часть
побережья так и стали обозначать на картах как Невольничий берег. Работорговцы
вскоре поняли, что им выгоднее покупать рабов, чем захватывать их, рискуя
жизнью, в стычках и сражениях с африканцами.
Европейские купцы привозили в Африку ром, дешевые яркие ткани, стеклянные
бусы, медную проволоку (из нее делали украшения). Они начинали обычно с
того, что спаивали и подкупали местного вождя, затем натравливали одни
племена на другие и поощряли войны между ними для захвата рабов. Развращенная
работорговцами племенная знать продавала военнопленных в рабство европейцам.
Партии рабов, закованных в цепи или с деревянными колодками на шее,
гнали пешком к берегу. Затем для невольников начинались жесточайшие мучения,
связанные с переездом в Америку. Алчные работорговцы стремились взять на
борт как можно больше «живого груза». Людей укладывали вплотную друг к
другу, заставляя сгибать ноги в коленях. Как выразился один капитан невольничьего
судна, «негру на корабле отводилось меньше места, чем покойнику в гробу».
Путь в Америку длился в зависимости от погоды от 6 до 20 недель. Запертые
в трюмах, невольники мучительно страдали от тесноты и неподвижности, от
спертого воздуха и недостатка пищи. Треть, а иногда и половина их обычно
погибала в пути. Трупы выбрасывали в море. Стаи акул неотступно следовали
за невольничьими кораблями в ожидании легкой добычи.
Если путешествие затягивалось и на судне не хватало продовольствия и
пресной воды, работорговцы не останавливались перед тем, чтобы выбросить
в море живых людей. В 1783 г. капитан английского судна «Зонг» выбросил
за борт из-за недостатка воды 132 раба. В начале XIX в. на Гвинейском берегу
раба можно было приобрести в обмен на товары стоимостью от 25 до 100 долларов,
а в США его продавали за 500 долларов (позднее цена возросла до 1500 —
2000 долларов).
Работорговцу достаточно было совершить один рейс, чтобы стать богатым
человеком. Немало крупных состояний в Англии и США обязаны своим происхождением
позорной торговле людьми.
Корабли работорговцев отправлялись из Нью-Йорка и других портов США
груженные ромом, дешевыми тканями, металлическими безделушками. На побережье
Гвинейского залива заключались торговые сделки, и битком набитые «живым
товаром» невольничьи суда плыли к островам Вест-Индии (Кубе, Гаити, Ямайке
и др.). Здесь часть рабов выгружали, заполняя трюмы сахаром и патокой,
и отправлялись в обратный путь к берегам США. Туда же доставляли и часть
невольников. Суда работорговцев описывали огромный треугольник, вершинами
которого служили США, Африка и острова Вест-Индии, поэтому эта торговля
и получила название тройной или треугольной. На средства, вырученные от
торговли рабами, в Англии и США основывались мануфактуры и фабрики, строились
здания и города. Например, город Ливерпуль в Англии вырос за счет доходов
от работорговли.
Размещение негров на невольничьем корабле. С рисунка начала XIX в.
В 1709 г; отсюда отправилось за невольниками первое суденышко водоизмещением
30 т, а за один 1798 г. из Ливерпуля было совершено 150 рейсов невольничьих
кораблей, доставивших из Африки в Америку 52 тыс. рабов. Англия стала богатейшей
страной и первой промышленной державой в мире. Этому немало 'способствовала
работорговля.
Эпоха международной работорговли длилась 400 лет, с середины XV до середины
XIX в. Она имела тяжкие последствия для Африки. Считают, что всего из Африки
в Америку было доставлено более 10 млн. рабов. Но на каждого проданного
в Америке раба приходилось три или четыре погибших во время кровавых войн
в Африке и при перевозке рабов в Америку. Результатом работорговли была
гибель 50 — 60 млн. африканцев. (Некоторые исследователи считают, что африканцев
погибло гораздо больше — 100 или 150 млн. человек.) Массовое истребление
людей, вызванное работорговлей, сильно задержало развитие народов Африки.
На невольничьем корабле. Рисунок XIX в.
В начале XIX в. в Англии и США были изданы законы, запрещающие вывоз
рабов из Африки. К ним присоединились другие страны (кроме Португалии).
Международная работорговля была объявлена вне закона, как пиратство (морской
разбой) и контрабанда. За это преступление грозила смертная казнь.
Международная работорговля была запрещена, но рабство негров еще сохранялось
в некоторых странах Южной Америки, в английских колониях — на островах
Вест-Индии (до 1833 г.) — и в США (до 1863 г.). Американские власти смотрели
сквозь пальцы на действия пиратов-работорговцев. В бухтах Флориды работорговцы
имели свои гавани и стоянки. Подсчитано, что между 1808 и 1860 гг. в США
было доставлено контрабандным путем полмиллиона рабов.
Английские военные корабли крейсировали по водам Атлантического океана,
задерживая суда контрабандистов. Но по английским законам наказанию подлежал
только тот работорговец, который был застигнут в море с невольниками на
борту. Это породило новые чудовищные преступления. Капитаны невольничьих
кораблей, встретив военный патруль, выбрасывали рабов за борт.
Мрачную известность приобрел некий капитан Хоманс. Однажды его бриг
с 600 невольниками на борту настигли в Атлантическом океане четыре английских
патрульных крейсера. Ускользнуть было невозможно. Дело было поздним вечером,
и, прежде чем ближайший крейсер подошел к бригу на расстояние пушечного
выстрела, легкий бриз затих и спустилась ночь. Хоманс приказал приготовить
самый большой якорь, а якорную цепь протянуть вокруг судна с внешней стороны
борта. Рабов выгнали на палубу и, расставив их по борту, привязали каждого
за ручные кандалы к якорной цепи. Уже был слышен скрип уключин и плеск
весел: к бригу приближались боты, посланные с патрульных судов. Но Хоманс
успел отдать приказ, и многопудовый якорь потянул за собой на дно океана
цепь с грузом человеческих тел. Тишину ночи разорвал отчаянный вопль сотен
людей. Английские моряки обнаружили на корабле многочисленные следы недавнего
пребывания невольников: цепи, плети, котлы для варки пищи. Они слышали
крики рабов. Но на борту брига они не нашли невольников. Капитана отпустили.
Работорговля прекратилась только тогда, когда было уничтожено рабство
негров в США (см. ст. «Авраам Линкольн»), Важную роль в уничтожении
рабства и работорговли сыграли сами африканцы, их героическая борьба за
свободу.
Во второй половине XIX в. капиталисты приступили к захвату и покорению
всего африканского континента. К началу XX в. почти вся Африка была разделена
между европейскими странами и ее народы оказались под властью и колониальным
гнетом империалистических держав.