Осенью 1647 г. в предместье Лондона представители офицеров и солдат
собрались на общеармейский совет. Обсуждался план будущего государственного
устройства. Здесь присутствовали Кромвель, его верные сторонники из буржуазии
и «новых дворян» и люди, которые совсем недавно были еще простыми крестьянами
и ремесленниками, но в ходе гражданской войны стали офицерами. Эти выходцы
из простого народа, знавшие его чаяния и надежды на лучшее будущее, требовали
предоставления всем жителям Англии равных политических прав, в том числе
права выбирать в верховный орган страны — парламент. Они называли себя
лавеллерами
— уравнителями.
Я полагаю, — говорил один из «уравнителей», — что бедные люди
в Англии вовсе не обязаны подчиняться власти парламента, если они не имеют
права участвовать в выборах.
— Всякое правительство должно существовать по воле народа, — поддержал
его другой.
Требования «уравнителей» вызывали резкие возражения офицеров, которые
не хотели, чтобы крестьяне и ремесленники пользовались такими же правами,
как помещики и буржуазия. Друг и зять Кромвеля — генерал Айртон заявил:
— Издавать законы могут лишь те, в чьих руках находится земля, и те,
кто посвятил себя промышленной и торговой деятельности.
Он имел в виду помещиков, владельцев мануфактур и купцов.
— Слуги не должны пользоваться правом голоса, — поддержал Айртона Кромвель.
— В этой стране, — заявил другой оратор, — из пяти человек четыре не
обладают собственностью... Если слуги и господа будут в одинаковой мере
избирателями, то люди, лишенные собственности, изберут в парламент подобных
себе.
— Так мы дойдем до полного упразднения собственности! — восклицал Айртон.
Солдатские представители встретили с негодованием слова Кромвеля и его
единомышленников. Они вовсе не хотели отмены частной собственности, а добивались
только равных для всех политических прав, всеобщего избирательного права.
— В королевстве есть много таких лиц, как я, — владеющих лишь небольшими
участками земли, но и они должны обладать такими же правами, как эти двое,
— говорил один из представителей солдат, указывая на Кромвеля и Айртона.
— Много тысяч нас, солдат, жертвовали своей жизнью. Теперь же оказывается,
что мы по-прежнему не будем иметь никаких прав. Мы обмануты!
Лильберн за решеткой. Титульный лист брошюры «уравнителей» 1646 г.
Надпись имеет иронический смысл: «Свобода свободнорожденного англичанина,
дарованная ему палатой лордов».
Страх за свою собственность — вот что тревожило Кромвеля и других офицеров.
Этот страх имущих перед неимущими побудил Кромвеля и его сторонников выступить
против народа, с помощью которого они только что добились победы над общим
врагом.
— Вы добиваетесь демократии, — кричал Кромвель, — но эта вера всех дурных
и бедных людей!
Яснее не скажешь: для буржуазного деятеля Кромвеля бедняк — это «дурной»
человек и к власти его допускать нельзя. Кромвелю удалось добиться своего:
«уравнители» — защитники интересов мелких собственников, крестьян и ремесленников
— уступили. В конце концов они согласились, чтобы на слуг и наемных рабочих
избирательное право не распространялось, но чтобы им пользовались зажиточные
крестьяне и ремесленники, а не только буржуа и помещики; однако буржуазия
и «новое дворянство» не хотели осуществить и эти требования.
Агитация «уравнителей» в армии продолжалась. Вскоре два полка вышли
из повиновения и прогнали своих офицеров. Солдаты отказывались разойтись,
пока не будут приняты их требования. Прибывший в армию Кромвель, объезжая
мятежные полки, увидел на шляпах и мундирах солдат листки с надписью: «Да
здравствует свобода и права солдат!» Тогда он выхватил шпагу и решительно
врезался в ряды непокорных, срывая листки с лозунгами. Солдаты заколебались.
Пользуясь этим, Кромвель приказал арестовать зачинщиков.
Тут же перед строем состоялся военный суд. Трех вожаков приговорили
к смертной казни. Кромвель велел осужденным тянуть жребий, чтобы одного
из них казнить для устрашения остальных. Жребий пал на солдата Ричарда
Арнольда. Его расстреляли. Сопротивление было сломлено... Наиболее революционно
настроенных солдат и офицеров изгнали из армии. Многие из них были взяты
под стражу.
Вождь «уравнителей» Джон Лильберн, который уже сидел в тюрьме при Карле
I, вновь оказался в заключении. Горькой правдой звучали его слова о том,
что на народ Англии, сбросивший в гражданской войне оковы феодализма и
самодержавия, наложены новые цепи.
Весной 1649 г. у подножия холма св. Георгия близ Лондона появились люди,
которые приступили к обработке пустоши. То были два или три десятка бедняков.
Они приглашали всех желающих присоединиться к ним, заявляя, что число их
будет все увеличиваться и вскоре составит много тысяч человек. Когда их
спрашивали, кто разрешил им обрабатывать пустошь, эти люди отвечали, что
земля — божье владение, а поэтому принадлежит всему народу. По словам их
руководителя Джёрарда Уинстенли, не должно быть частной собственности на
землю. Любой человек имеет право возделывать землю — источник жизненных
благ, одинаково необходимых всем. В отличие от «уравнителей», требовавших
предоставления всем жителям Англии одинаковых политических прав, но стоявших
за сохранение частной собственности, при которой богатые могут эксплуатировать
бедных, Уинстенли называл себя и своих единомышленников истинными уравнителями.
(Их
называли также диггерами — копателями, от английского слова «диг»
— копать.) Сторонники Уинстенли хотели не только уравнять людей в правах,
но и уничтожить имущественное неравенство.
Однако Уинстенли не призывал народ к восстанию. «Истинные уравнители»,
— говорил он, — не покушаются на чье-либо имущество и не собираются отбирать
земли у тех, кто ими владеет. Они желают лишь, чтобы люди поняли справедливость
их учения и отказались от своей собственности в пользу народа. Тогда на
земле, принадлежащей всем, люди будут «вместе работать и вместе есть хлеб».
«Мы победим любовью», — заявляли «копатели». Они не понимали, что богатые
собственники не согласятся добровольно отдать свои земли народу.
Местные дворяне и зажиточные крестьяне, напуганные проповедью «копателей»
и, главное, тем, что те хотели претворить в жизнь свои идеи, поспешили
донести на них правительству республики. Руководители «копателей» были
вызваны к командующему парламентской армией Ферфаксу. Генерал ожидал увидеть
испуганных, дрожащих перед ним бедняков. Каково же было его изумление,
когда явившиеся к нему двое бедно одетых людей пожелали разговаривать с
ним как равные с равным! Ферфакс растерялся. Офицер напомнил пришедшим,
что они забыли снять шляпы перед генералом. Но они с достоинством отказались
это сделать, заявив: «Генерал — такое же божье создание, как и мы».
Помещики и зажиточные крестьяне нападали на общины «копателей», уничтожали
их посевы, разрушали дома. «Копателям» удалось продержаться на холме св.
Георгия один год. Такие же общины «копателей» возникали и в других местностях
Англии.
«Копатели» надеялись, что правительство республики не будет им мешать
возделывать пустующие земли и проповедовать свое учение. Но правительство
Кромвеля прислушивалось не к голосу обездоленных людей — безземельных крестьян,
городской бедноты, от имени которых говорили «копатели», а к требованию
дворян, буржуазии, богатых крестьян, желавших оградить свою собственность.
Деятельность «копателей» была признана опасной и запрещена; войскам был
отдан приказ разогнать это «незаконное сборище мятежных людей». «Копатели»
не оказали сопротивления и разошлись.
Так земельные собственники при поддержке Кромвеля разогнали «истинных
уравнителей» — единственных подлинных сторонников бедноты в Англии того
времени, выразивших ее надежды на лучшее будущее, без частной собственности
и угнетения.