Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные
перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов,
и старались укрепить свою власть над крестьянами.
Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года.
Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники законов) ограничивали
это право крестьян на всей территории государства.
Теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые
работы — в течение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по старому стилю),
и недели после него.
При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение
на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую
плату за пользование жильем и другими постройками. После введения Юрьева
дня крестьянам стало намного труднее переходить от одного господина к другому,
они оказались в большей зависимости от феодалов.
Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это
время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам
нужно было все больше рабочих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян
права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы
произвольно распоряжаться их трудом, имуществом, подвергать суровым наказаниям
и даже продавать.
В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших
на земле феодалов — бояр и дворян, черносошных, живших на государственных
землях, и монастырских. Монастыри владели обширными землями, на которых
трудились тысячи крепостных крестьян. О хозяйстве одного из этих монастырей
— Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много документов.
Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к северо-западу от Москвы).
Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился
в большое феодальное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными
башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший
над окружающими селами.
В вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных
уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных.
Крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок,
ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того,
они платили денежный оброк, т. е вносили ежегодно определенную сумму денег
и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.
Руководили монастырским хозяйством монахи. Во главе их стоял келарь
— заведующий хозяйством. В каждом селе были его помощники (приказчики),
которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался,
в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и
чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных
в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы (пени).
Каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа»
крестьян в Юрьев день. В монастырской расходной книге 22 ноября 1579 г.
записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу Данилу
на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги». Подобных записей много.
Во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между
крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать
от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.
Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских
феодалов — дворян-помещиков. Монастырские старцы давали крестьянам деньги
для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили
их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. Впоследствии крестьянам
было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть
монастырь.
Поэтому большинство из них, попадая в долговую кабалу, навсегда оставались
монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.
Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято
у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство документов и законов
конца XVI в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами
в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г.
Неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки
на законы о крестьянах.
В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских
поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые
крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены
их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х годах
правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь»
— запрещение), когда крестьянам и в Юрьев день запрещалось переходить от
одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства
выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большое исследование
«Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».
Русские крестьяне. Из альбома немецкого дипломата Адама Олеария,
побывавшего в Московском государстве в XVII в.
В 1957 г. в Центральном государственном архиве древних актов были найдены
ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова
около 1592 — 1593 гг. Этим указом право крестьянского выхода в Юрьев день
было отменено по всему Русскому государству. А в 1965 г. в архиве найдена
летопись, в которой говорится о «заклятье» Ивана Грозного. Некоторые ученые
считают, что здесь речь идет об указе 1581 г. о «заповедных годах», предшествовавшем
указу царя Федора.
Свое горькое сожаление по поводу утраченных прав русский народ выразил
в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского
крестьянства наступил мрачный период. На всей территории Руси устанавливалось
крепостное право.
Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали протест крестьян.
Многие из них бежали на «дикое поле» (так тогда называли южные степи),
в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках поднимались
против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.
Протест крестьян против захвата их земли монастырем. Миниатюра XVI
в.
Правительство пыталось бороться с крестьянскими побегами и организовало
государственный сыск беглых. По указу 1597 г. крестьяне могли быть разысканы
и возвращены владельцам в течение пяти так называемых «урочных лет». Если
же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и
не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся
за новым владельцем.
Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе и крестьяне
Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая
приумножить свои богатства. В начале 90-х годов XVI в. монастырские власти
перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали
крестьян брать у монастыря деньги взаймы и платить высокие проценты в монастырскую
казну.
Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться
монастырским приказчикам и ключникам, отказались работать на барщине и
платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать
барщинные работы, крестьяне избивали. Обстановка в монастыре приняла такой
угрожающий характер, что сюда приехала из Москвы специальная комиссия.
Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастырским властям
в январе 1595 г. пришлось временно пойти на некоторые уступки, чтобы успокоить
крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвестников
большой крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова, которая
разразилась в начале XVII в.