В XII — XIII вв. появляются и иллюстрированные рукописи, где события
изображены в рисунках — так называемых миниатюрах. Чем ближе изображаемое
событие ко времени самого художника, тем точнее бытовые детали, портретное
сходство. Художники были грамотными, образованными людьми, и иногда рисунок-миниатюра
полнее рассказывает о событии, чем текст.
Самая интересная иллюстрированная летопись — так называемая Радзивилловская
(она когда-то принадлежала князю Радзивиллу).
Она была скопирована в XV в. с более раннего, тоже иллюстрированного
оригинала XII или начала XIII в. В ней свыше 600 рисунков.
Исследователи называют их «окнами в исчезнувший мир». Средневековые
летописцы — монахи, горожане, бояре — не могли вырваться из круга обычных
для того времени представлений. Так, например, большинство крупных событий
— нашествия «поганых» (татар), голод, мор, восстания — они объясняли божьей
волей, стремлением грозного бога испытать или покарать род людской. Многие
летописцы были суеверны и необычные небесные явления (затмения солнца,
кометы) толковали как знамения, предвещающие добро или зло.
Обычно летописцы мало интересовались жизнью простого народа, так как
считали, что «историки и поэты должны описывать войны между монархами и
воспевать тех, кто мужественно умирал за своего господина».
Но все же большинство русских летописцев выступало против феодальной
раздробленности, против бесконечных княжеских распрей и усобиц. Летописи
полны патриотических призывов к единой совместной борьбе против жадных
орд степняков.
Гениальный автор «Слова о полку Игореве» (конец XII в.), широко использовав
летописи, на исторических примерах показал губительную опасность княжеских
раздоров и усобиц и горячо призывал всех русских людей встать «за землю
Русскую».
Для нас древние летописи, повествующие о судьбах нашей Родины на протяжении
почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценнейшим сокровищем истории
русской культуры.