В двух шагах от собора Петра в Риме высится большое мрачное здание.
Это штаб-квартира иезуитов — самого могущественного и влиятельного монашеского
ордена католической церкви.
«Общество Иисуса» — таково официальное название ордена иезуитов — было
основано в 1534 г. испанским дворянином Игнатием (Иньиго) Лойолой и в 1540
г. признано папой Павлом III. Орден возник в ту пору, когда во многих странах
Европы победила реформация (см. ст. «Реформация в Европе») и католическая
церковь теряла власть. Лойола создал церковную организацию, которая, подобно
войску, должна была вести борьбу против врагов римского папы, и в первую
очередь против протестантов.
Согласно уставу, написанному Лойолой и действующему поныне, иезуитский
орден построен по принципу военной организации. Сообщество иезуитов каждой
европейской страны возглавляет «провинциал». «Провинциалы» избирают пожизненно
руководителя ордена — «генерала», утверждаемого папой римским. «Генерал»
— всесильное лицо в ордене, он подотчетен только папе. От него исходят
все назначения на должностные посты, в том числе на должности «провинциалов».
Лойола, которого католическая церковь возвела в ранг святого, требовал
от своих последователей слепого повиновения. В составленных им для членов
ордена «Духовных упражнениях» говорится, что каждый иезуит «должен подчиняться
старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях...
как маленькое распятие, которое можно поднимать и которое можно двигать
как угодно».
Иезуитские богословы создали особую систему «приспособительной» морали,
которая основывалась на принципе «цель оправдывает средства». Иезуитам
разрешалось исповедовать друг друга и взаимно «отпускать грехи» — прощать
любые преступления, совершенные в интересах «святого дела», т. е. папства
и католической церкви.
Связанные железной дисциплиной, подчиненные через своего «генерала»
непосредственно папе, иезуиты быстро превратились в грозную силу, вызывавшую
страх не только у противников папства, но даже и у некоторых пап, которые
опасались стать жертвами их чрезмерного рвения.
Для более успешного проникновения в различные слои общества иезуиты,
в отличие от членов других монашеских орденов, были освобождены папами
от обязанности посещать церковную службу, носить монашеское одеяние, проживать
в монастырях, придерживаться обета бедности, а в некоторых случаях — освобождались
и от обета безбрачия. Многие из них вели светский образ жизни, тщательно
скрывая свою принадлежность к «Обществу Иисуса».
Титульный лист книги «История ордена иезуитов». Над земным шаром
витает основатель ордена Игнатий Лойола. Надпись около него гласит: «Прикованный
к небу, но рассеянный во всех землях». Здесь выражено стремление иезуитов
к духовному порабощению человечества.
Иезуиты стали главными вдохновителями движения «контрреформации», направленного
против протестантизма. Это церковно-политическое движение второй половины
XVI — XVII вв. стремилось восстановить позиции католицизма в странах, где
победила реформация, и не допустить дальнейшего распространения протестантизма.
Пользуясь поддержкой папства и власть имущих, иезуиты смогли быстро
укрепиться в Испании, Португалии, Франции, Австрии, Венгрии, Польше и других
странах. Они активно участвовали в подавлении народных антифеодальных движений.
Эти «гренадеры фанатизма и нетерпимости», как называл иезуитов французский
просветитель д'Аламбер (1717 — 1783), неуклонно преследовали и травили
передовых ученых и деятелей культуры. Иезуит, кардинал, возглавлявший папскую
инквизицию, подписал смертный приговор Джорджано Бруно и стремился отправить
на костер Галилео Галилея. Иезуиты ведали цензурой в папской инквизиции,
которая издавала обязательный для верующих католиков «Индекс запрещенных
книг» (см. ст. «Инквизиция»).
Добиваясь устранения неугодных им монархов, иезуиты отстаивали право
на «тираноубийство», считая тиранами тех правителей, которые отказывались
послушно выполнять их волю. В 1589 г. ставленник иезуитов убил французского
короля Генриха III, его преемник Генрих IV стал в 1610 г. жертвой другого
иезуитского фанатика. В 1584 г. такая же участь постигла деятеля нидерландской
буржуазной революции Вильгельма Оранского.
Иезуиты были активными соучастниками колониальных захватов. Сразу после
основания ордена его члены в качестве миссионеров проникли в испанские
и португальские колонии Америки, во многие страны Африки и Азии, в частности
в Индию, Японию, Китай, на Филиппины. Иезуиты захватили обширные территории
в Парагвае и даже создали там собственное рабовладельческое государство
(1610 — 1768), где, по меткому выражению Вольтера, они владели всем, а
их подданные, индейцы, ничем.
Иезуиты были крупными ростовщиками и принимали видное участие в работорговле.
Для лучшей организации своей ростовщической и торгово-предпринимательской
деятельности иезуиты открыли в XVIII в. в Риме банк Святого духа, существующий
и поныне. Светские купцы и банкиры видели в «Обществе Иисуса» могучего
и коварного конкурента. В борьбе за влияние и власть испытанным оружием
иезуитов служили проповедь, исповедь и школа.
Иезуитские проповедники искусными речами умиротворяли и подчиняли себе
верующих. Священники-иезуиты нарушали закон, по которому исповедник обязан
свято хранить тайну исповеди, и немедленно пеередавали орденскому начальству
ценные сведения, полученные ими во время исповеди. Таким способом орден
нередко овладевал важными политическими тайнами, что помогало ему вмешиваться
в государственные дела и плести интриги.
В школах, созданных иезуитами, в отличие от других, учеников не наказывали
розгами и преподавали здесь лучшие и знающие педагоги. Учениками иезуитской
школы становились главным образом сыновья знати и богатых купцов, но так
как обучение было бесплатным, то могли попасть и наиболее одаренные мальчики
из народной среды. Иезуитские школы предназначались для немногих. Они готовили
образованных и фанатичных приверженцев и деятелей католицизма и ордена.
Мечтая об установлении мирового господства папы, иезуитский орден особое
место отводил обращению России в католичество. Члены ордена иезуитов участвовали
в подготовке Брестской унии 1596 г., в силу которой украинская православная
церковь подчинилась папе. В начале XVII в. они стояли за спиной Лжедмитрия
I и Лжедмитрия II и вдохновляли польских интервентов, вторгнувшихся в пределы
Русского государства. Когда планы покорения России рухнули, иезуиты пытались
проникнуть в русские придворные круги. Дело кончилось тем, что в 1820 г.
иезуитский орден был запрещен в России, а его члены высланы из страны.
Интриги иезуитов, их жажда обогащения, их ненависть к науке вызвали
в XVIII в. огромное возмущение. Большую роль в деле разоблачения иезуитов
сыграли французские просветители и энциклопедисты, особенно Вольтер, Дидро
и Гольбах. Это был век просвещенного абсолютизма, когда короли Европы стремились
к расширению своей власти, и иезуиты были им помехой. В 1759 г. иезуитский
орден был запрещен в Португалии и ее колониальных владениях, в 1764 г.
— во Франции, в 1767 г. — в Испании и ее колониях. В 1773 г. папа Климент
XIV был вынужден распустить его на «веки вечные».
Однако сорок лет спустя, в 1814 г., после разгрома Наполеона и с наступлением
в Европе эпохи реакции, папа Пий VII восстановил иезуитский орден. Иезуиты
вновь стали усиливаться, пользуясь покровительством реакционных правительств.
Там, где реакция получала отпор, иезуитам приходилось спасаться бегством.
Иезуитский орден неоднократно запрещался в XIX в. в самой Испании и
других европейских государствах. По сей день его деятельность преследуется
законом в Мексике и других странах.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции иезуиты
провозгласили коммунизм своим главным врагом. Они тесно сотрудничали с
фашистской диктатурой Муссолини в Италии, с диктаторами Салазаром в Португалии
и Франко в Испании.
После разгрома нацизма иезуиты избрали себе в качестве новых покровителей
самые реакционные круги Соединенных Штатов Америки. Ныне там находится
почти треть иезуитского ордена, насчитывающего около 32 тыс. человек.
В настоящее время главная задача иезуитского ордена, по словам нынешнего
папы Павла VI, — борьба с атеизмом и коммунизмом.