Томас Мор родился в феврале 1478 г. в зажиточной семье потомственного
лондонского юриста. Его отец был королевским судьей. Как писал сам Мор,
его семья была «хотя и не знатного, но честного рода».
Первоначальное образование юный Томас получил в школе Св. Антония, где
учили читать и говорить по-латыни. Потом он около двух лет учился в Оксфордском
университете, откуда перешел в одну из юридических школ Лондона, успешно
закончил ее и стал адвокатом. Необычайная добросовестность и честность
принесли молодому адвокату большую популярность среди лондонских горожан.
В 1504 г., при короле Генрихе VII, 26-летнего Мора избрали в парламент.
Но его парламентская карьера была недолгой: после смелого выступления против
новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго
оставить политику.
Томас Мор был близким другом Эразма Роттердамского. Еще в студенческие
годы он сблизился с кружком выдающихся оксфордских ученых-гуманистов, с
увлечением и упорством изучал сочинения христианских философов, а также
произведения великих античных философов и писателей: Платона, Аристотеля,
Лукиана. Мор и его друзья размышляли о жизненном призвании и нравственном
долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь,
погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой
и более справедливой. Ответы на эти вопросы гуманисты пытались найти в
трудах древних философов и особенно в Евангелии, на основе которого, по
их мнению, только и возможно было создать справедливое общество.
Сила гуманистов была не столько в глубоком знании древних книг, сколько
в ясном понимании пороков современного общества, в их непримиримости к
суевериям и невежеству. Они искренне верили, что путем просвещения народа
и правителей можно добиться справедливого переустройства общества. Эти
лучшие качества гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма,
латинских стихах Мора и особенно в его «Утопии». Мор смело говорил об ответственности
правителей перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть
правителям и имеет право отнять ее. «Любой, принявший власть над многими
людьми, — должник правленье вверивших. И во главе стоять не дольше должен
он, чем захотят избравшие», — писал Мор. Так гуманистическая поэзия Мора
проповедовала любовь к свободе и ненависть к тиранам. В своих стихах Мор
разоблачал порочное и невежественное духовенство. Например, невежественному
епископу, который постоянно твердил, что «буква убивает, а дух воскрешает»,
Мор отвечал эпиграммой: «Ты же надежно себя остерег, чтоб убить не сумела
буква тебя: ни с одной буквою ты не знаком. Но не напрасно боишься, чтоб
буква тебя не убила, знаешь, что дух твой тебя не воскресит никогда».
Томас Мор. Шртрет работы Ганса Гольбейна Младшего. XVI в.
В 1515 г. Мор в составе английского посольства отбыл во Фландрию. Во
время этой поездки он начал писать одну из главных книг своей жизни — «Утопию».
Она была закончена по возвращении в Англию в конце 1516 г. и издана в городе
Лувене.
«Утопия» начинается с рассказа о том, как однажды в Антверпене Мор встретил
своего нового друга Петра Эгидия в сопровождении пожилого моряка Рафаила
Гитлодея. Расположившись в саду, они втроем вели увлекательную беседу об
Англии, о дальних странах, где побывал Гитлодей. Как видно из этой беседы,
судьба родной Англии глубоко волновала Мора. Начало XVI в. — это время,
когда в Англии зарождался капитализм, бурно развивались ремесла и торговля.
Приезжие иностранные купцы поражались богатству ее городов, искусству и
трудолюбию английских ремесленников и крестьян. Но откуда в такой богатой
стране столько нищих и обездоленных? Вот над чем мучительно задумывался
Томас Мор. С появлением первых капиталистических суконных мануфактур наиболее
прибыльной отраслью сельского хозяйства стало овцеводство. Английские лорды
стали отбирать земельные наделы у крестьян, огораживать отобранную землю
и превращали ее в пастбища для овец. А тысячи крестьян, вместе со своими
семьями изгнанные из деревень, превращались в бродяг и нищих. «Ваши овцы
обычно такие кроткие, довольные очень немногим, — писал Мор в «Утопии»,
обращаясь к лордам-огораживателям, — теперь, говорят, стали такими прожорливыми
и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома
и города...»
Остров «Утопия». Гравюра из книги Томаса Мора, вышедшей в городе
Базеле при его жизни.
Феодальное государство обрушило на обездоленных людей «кровавые законы»,
по которым бродяг должны были сечь «до тех пор... пока кровь не заструится
по телу», а за самую мелкую кражу полагалась смертная казнь. Как рассказывают
английские хроники, во времена Мора — при короле Генрихе VII — ежегодно
вешали около 2000 человек. А в годы правления Генриха VIII (1509 — 1547)
было повешено 72 тыс. бродяг и нищих. В «Утопии» Мор писал: «Мне кажется
величайшей несправедливостью красть у человека жизнь за то, что он украл
деньги, так как я полагаю, что с человеческой жизнью по ценности не могут
сравниться никакие сокровища...»
В своей книге Мор не ограничился описанием народных бедствий, а решился
поставить вопрос о причинах пороков существующего общественного строя.
И ответил: «...где есть частная собственность, где все мерят на деньги...
вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». По
мнению Мора, благополучие в обществе возможно «только с совершенным уничтожением
частной собственности ».
Вызывает восхищение гениальная проницательность Мора, сумевшего еще
на заре капитализма постичь сущность буржуазного государства: «При неоднократном
и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно
утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей,
ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».
Эксплуататорскому государству своей эпохи Мор противопоставил идеальное,
с его точки зрения, государство, названное им Утопией (от греческого слова
« утопия » — место, которого нет). Рассказ Гитлодея об этом счастливом
острове, затерянном в океане, составляет вторую часть книги Мора. В Утопии
нет частной собственности и все люди трудятся. И в этом, по мнению Мора,
главная причина счастья и изобилия утопийцев. Люди работают только по 6
часов в день, остальное время каждый занимается чем хочет: наукой, искусством
и другими любимыми делами. Все богатства острова принадлежат всем гражданам,
и каждый пользуется ими по своим потребностям. Таким образом, общественный
строй Утопии основан на принципах справедливости. Мор глубоко убежден,
что человек рожден для счастья, и в этом основная гуманистическая идея
его произведения. Гениально предвосхитив некоторые существенные черты будущего
коммунистического общества, Мор не верил в возможность построения этого
общества в условиях феодальной Европы.
Под влиянием «Утопии» были написаны десятки книг о социализме. Мор стал
родоначальником целого направления в истории общественной мысли, получившего
название «утопический социализм» (см. ст. «Шарль Фурье»). Вместе с тем
словом «утопия» стали обозначать всякий нереальный проект, несбыточную
мечту. Ведь социалисты-утописты не знали, как добиться построения справедливого
общества, потому что в те времена, когда они жили и писали, еще не было
исторических условий для построения социализма. И тем не менее историческая
заслуга социалистов-утопистов огромна, их идеи стали одним из важнейших
источников учения Карла Маркса.
Выход в свет «Утопии» привлек к ней внимание всей просвещенной Европы.
Уже в течение XVI в. «Утопия» была переведена с латинского на немецкий,
итальянский, французский, английский и голландский языки. Английский король
Генрих VIII, слывший покровителем ученых, сделал все, чтобы привлечь Мора
к себе на службу. Вскоре Мор стал членом королевского совета, был посвящен
в рыцари, а в 1529 г. король назначил его своим первым министром — лорд-канцлером
королевства. Генрих VIII надеялся, что Мор, с его большим авторитетом ученого-гуманиста,
станет послушным орудием короля. Но этого не случилось. В 1532 г., когда
Генрих VIII решил провести реформацию и, отвергнув власть папы, возглавить
церковь Англии, Мор подал в отставку. Новая государственная и церковная
политика короля противоречила религиозным убеждениям Мора. Он понимал,
что, провозглашая себя главой церкви, Генрих VIII преследовал цель укрепить
абсолютистский режим и пополнить казну, захватив церковные богатства. А
это грозило народу новыми бедствиями, так как переход церковных земель
в руки короля и новых светских владельцев неизбежно должен был привести
к новым огораживаниям и обезземеливанию крестьянства. Мор отказался принести
присягу королю как главе церкви. Принять такую присягу для него значило
пойти против своей совести.
Мор был арестован, заключен в Тауэр, а затем привлечен к суду якобы
за государственную измену. Напрасно он доказывал суду, что нет таких законов,
по которым человека можно судить только за то, что он думает иначе, чем
король. Суд приговорил Мора к мучительной казни. Мор выслушал приговор
спокойно и с достоинством. От имени короля ему обещали прощение, если он
пожелает изменить свое мнение о церковной политике короля и согласится
принести присягу королю как главе церкви. Мор предпочел умереть за свои
убеждения, и 7 июля 1535 г. был казнен. Говорят, что его последние слова
были обращены к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не
осрамиться». И уже положив голову на плаху, он прибавил: «Погоди немного,
дай мне убрать бороду, ведь она никогда не совершала государственной измены».
Так мужественно окончил свою жизнь великий сын Англии Томас Мор, ставший
жертвой королевского произвола и беззакония.
Эразм Роттердамский (1469 — 1536)
Слава нидерландского ученого и блестящего писателя Эразма Роттердамского
гремела по всей Европе. Короли, папы и кардиналы заискивали перед ним,
стремясь привлечь его к себе на службу, хотя он не выделялся ни знатностью
рода, ни богатством. Настоящее имя Эразма — Гер-хардс.
Он родился в 1469 г. в голландской семье в городе Роттердаме.
На его долю выпало нерадостное детство сироты, юность, проведенная в монастыре.
Не вынеся лицемерия и ханжества монастырской жизни, он ушел странствовать
по Европе. Учился в Париже, в Италии получил ученую степень доктора богословия,
долго жил в Англии и наконец обосновался в вольном городе Базеле.
Благодаря переводам Эразма европейцы познакомились с произведениями
ряда античных писателей и ученых — Плутарха, Лукиана, Еврипида и других.
Он издал греческий текст Нового завета с латинским переводом и комментарием.
Наибольшую известность получила знаменитая сатира Эразма «Похвала
глупости». Он посвятил ее любимому другу — Томасу Мору (см. ст. «Томас
Мор и его «Утопия»). В короткий срок книга разошлась в десятках тысяч экземпляров,
вскоре ее перевели с латинского на новые европейские языки.
В этой блестящей сатире Эразм смело и остроумно высмеял пороки
феодального общества, изобразив средневековую Европу как царство торжествующей
глупости. Он бичевал невежество и лжеученость схоластов, напускавших туман
в глаза людям неопытным, сравнивал богословов со смрадным болотом и ядовитыми
растениями. Бесстыдные и развращенные монахи, писал Эразм, «навлекли на
себя такую ненависть, что даже случайная встреча с монахом почитается за
худую примету». Чем они заняты? Ослиными голосами читают в церквах им самим
непонятные псалмы, попрошайничают у дверей, с громким мычанием требуя милостыни,
да «при помощи мелочных обрядов, вздорных выдумок и диких воплей подчиняют
смертных своей тирании».
Эразм зло высмеивал дворян, вельмож, которые не отличаются ничем
от последнего прохвоста, однако кичатся благородством своего происхождения.
Не отстает от них и сам король — «человек, невежественный в законах...
преследующий единственно свои личные выгоды... ненавистник учености, истины
я свободы...» «Даже папы, эти наместники Христа на земле, готовы пролить
потоки крови ради своего могущества», — писал автор сатиры. Эразм писал
о торгашах-купцах: «Купецкая порода глупее и гаже всех, ибо купцы ставят
себе самую гнусную цель в жизни и достигают ее наигнуснейшими средствами».
Великий гуманист, Эразм проклинает феодальные войны, несущие страдания
простому народу-труженику. Все его симпатии на стороне народа.
Смелая сатира Эразма вызвала живой отклик в тогдашней Европе.
У него появилось много новых друзей, но стало и больше врагов, особенно
среди схоластов-мракобесов и монахов. Недаром у испанцев появилась в то
время поговорка: «Кто говорит дурное про Эразма, тот либо монах, либо осел».
Многие сочинения Эразма, в их числе и «Похвала глупости», были впоследствии
запрещены католической церковью.