Около 1445 г. Иоганн Гутенберг (ок. 1400—1468), житель немецкого города
Майнца, изобрел книгопечатание. Великое изобретение Гутенберга включало
в себя целый ряд технических новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат,
специальный сплав для изготовления печатных литер, особый состав типографской
краски и собственно печатный станок.
К этому времени рост городов, просвещения и культуры породил потребность
в массовой книжной продукции. Ее не могли уже удовлетворить переписчики,
долго и кропотливо работавшие над каждой книгой. Церкви нужны были одинаковые,
свободные от ошибок экземпляры богослужебных книг, школам и университетам
— учебники, ученым — издания научных трудов, мореплавателям — карты и астрономические
таблицы.
К 40-м годам XV столетия относят историки первые опыты книгопечатания
в городе Страсбурге; к концу 50-х годов в Майнце вышла в свет великолепно
изданная Библия, способная соперничать с лучшими образцами рукописной книги.
Уже в 1460—1470 гг. ученики и подмастерья из первых гутенберговых типографий
разносят новое искусство печатания книг по городам Германии и других стран
Европы, основывая там свои собственные предприятия.
До конца XV в. начали печатать книги в Италии, Чехии, Голландии, Франции,
Бельгии, Испании, Венгрии, Англии, Польше, Дании, Швеции и Португалии.
В 1491 г. в городе Кракове была напечатана первая славянская книга кирилловского
шрифта (см. ст. «Кирилл и Мефодий — просветители славянства»). К концу
XV в. в Европе работало больше 200 типографий в 69 городах, а всего известно
более тысячи типографий, которые работали в 246 европейских городах в разное
время в последние десятилетия XV в. Некоторые из них были очень невелики,
издавали одну-две книги и закрывались, но были и мощные предприятия, в
которых действовало до 24 печатных станков и работало более сотни рабочих,
— такой была знаменитая типография Антона Кобергера в Нюрнберге. Всего
за первые полстолетия книгопечатания вышло в свет около 40 тыс. изданий
печатных книг, а их общий тираж превысил 12 млн. экземпляров.
Иоганн Гутенберг. Средневековая гравюра.
Книги, изданные до 31 декабря 1500 г., называют инкунабулами — «колыбельными»
книгами (от латинского «инкунабула» — колыбель). Первые годы они сохраняли
многие признаки рукописных книг. Шрифт вырезался по лучшим образцам рукописей,
некоторые из первых резчиков шрифта были специалистами-каллиграфами, переписчиками
книг. Украшения в первых книгах — заглавные буквы (инициалы), иллюстрации,
красивые многоцветные заставки и концовки — сначала не печатали, а дорисовывали
от руки в отпечатанных книгах. Но постепенно рукописный инициал заменялся
литым или гравированным, появились печатные иллюстрации — гравюры, которые
вырезались на дереве, потом на меди.
У первых печатных книг, как и у рукописей, не было заглавного (титульного)
листа. Все сведения: автор, название книги, место и год издания, имя печатника
— указывались в конце книги, после текста. Но к концу XV в. все эти данные
стали выносить на первую страницу.
Книгопечатание должно было охватить всю предшествующую книжную культуру
человечества. В первых типографиях стремились напечатать все книги, которые
тогда читались.
Не удивительно, что в эпоху, когда церковь господствовала в обществе,
около 30% первопечатных книг были религиозного содержания. Но еще больше,
чем церковь, в книгах нуждались ученые, студенты, грамотные рыцари и горожане.
И прежде всего нужна была книга учебная. Одной из первых книг, напечатанных
Гутенбергом, был «Донат». Так по имени автора, римского грамматика IV в.
Элия Доната, называли начальный учебник латинского языка. «Донат» был первым
учебником латыни для всех грамотных людей средневековья. Тогда главным
языком науки был и еще столетия оставался латинский язык. «Донатов» издавали
великое множество. До наших дней дошло, часто в виде небольших отрывков,
не менее 365 изданий «Донатов» XV в. На инициале одного из таких изданий
(начала XVI в.) художник в назидательных целях изобразил порку нерадивого
ученика.
Типография XVI в. Средневековая гравюра.
За книгой для начального обучения шли ученые труды. Среди первых печатных
книг были произведения римских авторов: «География» Страбона, «Естественная
история» Плиния, «География» греческого ученого Птолемея, включавшая карты
всего известного тогда мира. «Начала геометрии» древнегреческого математика
Евклида издавались в разных странах по 6—7 раз ежегодно, так как на протяжении
столетий оставались самым распространенным учебником. Печатались книги
средневековых авторов. Среди них составленные астрономом XV в. Иоганном
Мюллером (Региомонтаном) вычисления положения небесных тел на 32 года.
Эта книга служила мореплавателям для определения долгот и широт, она сопровождала
Колумба в его путешествиях.
Монах, переписчик книг, за работой. Миниатюра XV в.
Первопечатные книги издавались в среднем по 300 экземпляров. Но напечатанная
в Нюрнберге в 1493 г. «Книга хроник» немецкого врача и историка Гартмана
Шеделя была выпущена тиражом не менее чем 1000 экземпляров. Это очень популярное
сочинение по всемирной истории богато иллюстрировано. В нем сотни гравюр
— портреты царей, императоров, виды городов. Некоторые из них — фантастические;
часто одна и та же гравюра использовалась в книге по нескольку раз для
изображения разных городов, один и тот же портрет приписывался разным людям.
Но встречаются и подлинные портретные изображения знаменитых современников,
сделанные с натуры. Особенно интересны виды немецких городов Майнца, Страсбурга,
Бамберга; на изображении Нюрнберга, занимающем развернутый лист, отчетливо
различаются городские башни, соборы, видна водяная мельница — та самая,
на которой была изготовлена бумага, пошедшая на напечатание «Книги хроник».
Страница Библии, напечатанной Гутенбергом.
Немало издавалось в XV в. произведений древних греческих и римских писателей:
поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Сравнительные жизнеописания» Плутарха,
в которых он сопоставляет биографии выдающихся людей Древней Греции и Рима,
описания войн Юлия Цезаря, сделанные им самим, история войн Александра
Македонского, написанная Квинтом Курцием, стихи и поэмы великих поэтов
древности — Вергилия, Овидия, Горация. Печатались и сочинения писателей
XIV—XV вв.: «Божественная комедия» Данте Алигьери, стихи итальянского гуманиста
Франческо Петрарки и французского поэта Франсуа Вийона,. сборник новелл-рассказов
Джованни Боккаччо «Декамерон».
Разворот «Книги хроник» Шеделя с изображением города Страсбурга.
Выходили в свет и многотомные тяжелые фолианты, т. е. книги, напечатанные
в полный разворот печатного листа с размером страницы 50 на 35 см, вроде
средневековой энциклопедии «Великое зерцало», составленной в XIII в. под
руководством монаха Винцента из Бовэ. Одновременно издавались и книжки
карманного формата, предназначенные для повседневного чтения, и маленькие
брошюры — торжественные речи, памфлеты, призывы к крестовым походам против
турок, листовки политического содержания.
Из всех вышедших в первые десятилетия книгопечатания «колыбельных» книг
дошла до наших дней примерно тридцатая часть, около полумиллиона экземпляров.
Все они бережно сохраняются в отделах редких книг научных библиотек, где
их читают и изучают историки, литературоведы, искусствоведы. Крупнейшие
собрания инкунабулов находятся в Британском музее в Лондоне, в Библиотеке
конгресса в Вашингтоне, в Национальной библиотеке в Париже. В нашей стране
лучшее собрание инкунабулов хранится в Отделе редкой книги в Государственной
Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде; для их
хранения здесь еще в прошлом веке было оборудовано специальное помещение
— «Кабинет Фауста», устроенный в стиле средневековой библиотеки.