События германской реформации показали, что связанные с ней перемены
пошли на пользу немецким князьям-государям. Использовали реформацию в своих
целях и некоторые другие властители Европы.
В 20-х годах XVI столетия короли Дании и Швеции порвали с католической
церковью и приняли лютеранство. Вслед за тем они уничтожили монастыри и
завладели монастырскими землями. Таким образом короли поправили свои денежные
дела. Раздача же этих земель дворянам позволила превратить помещиков в
ревностных сторонников реформации и вместе с тем сделать их верными слугами
королевской власти.
Король Англии Генрих VIII (1509—1547) вначале встретил враждебно начавшуюся
в Германии реформацию. Смолоду он готовился к архиепископскому званию и
получил богословское образование. Это побудило его сочинить направленный
против Лютера богословский трактат, за что он получил от папы почетный
титул «защитник веры». Однако итоги реформации в Германии и в Скандинавских
странах заставили Генриха изменить свое отношение к ней.
Чтобы вывести английский флот на широкие просторы океанских путей, чтобы
принять участие в захвате заморских колоний, нужна была сильная королевская
власть, полная казна и сплоченность дворянства и купечества.
Следуя примеру германских князей и скандинавских государей, Генрих отказался
от всяких платежей папскому Риму, он овладел обширными землями монастырей
и роздал их или дешево распродал дворянам и горожанам. В 1534 г. английский
парламент «Актом о верховенстве» провозгласил короля верховным главой английской
церкви.
Во вновь созданной англиканской церкви король был полным хозяином. Он
назначал епископов, распоряжался церковными доходами. Обогатившиеся за
счет монастырей землевладельцы грудью стояли и за реформацию, и за королевскую
власть. От старой, католической церкви новую, англиканскую церковь отличало
то, что место папы занял король, а вместо латинских молитв зазвучали английские
проповеди и молитвы.
Однако англиканская церковь жестоко преследовала тех, кто осмеливался
защищать интересы простого народа. Сохранились и надменные епископы, и
пышный, очень дорогой церковный культ. Ни буржуазия, ни народ не мирились
с англиканской церковью, слишком похожей на католическую.
Буржуазные слои и все трудящиеся переходили к кальвинизму, под знаменем
которого вскоре выступила английская буржуазная революция.