17 февраля 1600 г. на площади Цветов в Риме был сожжен великий мыслитель
и ученый эпохи Возрождения Джордано Бруно. Его казнили по приговору инквизиции
— верховного судилища католической церкви, одно название которой на протяжении
столетий наводило ужас на население стран католического мира. Когда же
возникло это страшное судилище, как долго оно существовало, кого преследовало?
Христианская религия на протяжении всей своей истории вела острую борьбу
с оппозиционными элементами, различными еретическими течениями. Церковь
считала еретиком всякого, кто выражал несогласие с ее официальными догмами,
освящавшими социальное неравенство и господствующий эксплуататорский строй.
С начала XIII в. в связи с ростом еретических антифеодальных движений
на юге Франции папство учредило особые церковные трибуналы для преследования
еретиков, вошедшие в историю под названием инквизиции (от лат. «инквизицио»
— расследование, розыск).
Инквизиторов назначал папа римский из числа монахов, главным образом
Доминиканского ордена — странствующих проповедников (их называли «псами
господними»), созданного в 1216 г. испанцем Домиником для борьбы с еретическими
движениями.
Инквизиционные трибуналы подчинялись лишь папе, ни императорская, ни
королевская власть не могла вмешиваться в дела инквизиции, проверять ее
действия и приговоры. Исключение составляли Испания и Португалия, где королевская
власть была тесно связана с инквизицией. Вся деятельность инквизиции была
окружена тайной, и этим определялась ее полная бесконтрольность.
Инквизиция не стремилась выяснить виновность или невиновность подсудимого,
ей нужно было осудить. Таким путем она устрашала все население. Кроме того,
овладевая частью имущества осужденных ею людей, инквизиция приумножала
свои богатства.
Достаточно было доноса либо простого подозрения, чтобы человек оказался
в когтях инквизиции. Задержанный инквизицией бесследно исчезал для родных
и близких. Чтобы обессилить и сломить арестованного морально, его бросали
в сырое подземелье, где держали много суток в кромешном мраке. Внезапно
узника доставляли в зал инквизиционного трибунала, где на него направляли
поток яркого света, ослеплявший после долгой темноты. Отцы-инквизиторы,
не предъявляя при первом допросе никакого обвинения, настойчиво требовали
покаяния, полного признания вины. Здесь же находился и палач с орудиями
пыток. Нередко надломленный и отчаявшийся подсудимый неожиданно признавался
в том, чего инквизиторы и не ожидали. Случалось, что в растерянности и
страхе человек признавался в словах, которые никогда не произносил, и в
поступках, которые никогда не совершал.
Инквизиторы требовали от обвиняемого «искреннего раскаяния», отречения
от «злонамеренных ошибок», публичного покаяния и выдачи сообщников и всех,
кто якобы оказывал ему содействие. Стремясь вырвать нужное признание, инквизиционные
трибуналы применяли лжесвидетельство. Особо обученные палачи и их помощники
при помощи целого арсенала орудий и приспособлений подвергали обвиняемых
изощренным пыткам. Если обвиняемый не проявлял строптивости и признавал
свою вину, его могли приговорить к тюремному заключению — пожизненному
или на срок, работам на галерах; он мог также отделаться денежным штрафом,
публичным сечением плетьми, ношением позорящего одеяния (санбенито). Отрицание
предъявленных обвинений или, что еще хуже, защита взглядов, расходящихся
с учением церкви, карались смертью. Такого «упорствующего» еретика инквизиция
«отсекала» от церкви и передавала светским властям для выполнения смертного
приговора — публичного сожжения на костре или удушения посредством специального
приспособления — гарроты, что считалось актом милосердия. Ведь церковь
лицемерно утверждала, что ей запрещено пролитие крови.
Казни, как правило, предшествовал акт веры (аутодафе). Он состоял из
публичной процессии: осужденные шли босые и в позорящих одеждах. Затем
устраивался торжественный молебен в кафедральном соборе. После молебна
зачитывался приговор и осужденные подвергались порке плетьми и другим наказаниям.
Имущество осужденных конфисковалось и делилось между инквизицией, церковной
и светской властями. Получали награды и доносчики. Родственники осужденных,
как правило, лишались собственности, права наследования, а также гражданских
и сословных прав. Лишение этих прав распространялось на три поколения потомков
осужденного.
Аутодафе (акт веры). Процессия к месту сожжения еретиков, приговоренных
инквизицией. Средневековая гравюра.
Первыми жертвами инквизиции стали города южной Франции: Альби, Тулуза,
Нарбонна и др. Здесь особенно многочисленны были сторонники альбигойской
ереси (от города Альби), или катары (от греческого слова «катар» — чистый).
Среди альбигойцев преобладали горожане — бюргеры, ремесленники, ткачи.
К ним примыкала и часть мелкой знати, желавшей присвоить себе земельные
богатства церкви. Альбигойцы требовали радикальной реформы церкви, отвергали
церковные обряды, веру в святых. Они также отказывались платить десятину
и другие поборы в пользу церкви.
По призыву папы в 1209 г. против альбигойцев был организован крестовый
поход, продолжавшийся с перерывами до 1229 г. и вошедший в историю под
названием «альбигойские войны». Участники похода получали отпущение грехов,
им были обещаны земли еретиков, которые они завоюют. Врываясь в город,
ревнители папского престола массами истребляли его жителей, не щадя ни
стариков, ни младенцев. Однажды папского легата (представителя) спросили,
следует ли щадить католиков. Легат ответил: «Убивайте всех, бог на том
свете отберет своих».
Во время альбигойских войн цветущие торговые города южной Франции были
разгромлены и разграблены крестоносцами. Террор инквизиции привел к тому,
что в XIII—XIV вв. последователи катаров были полностью уничтожены.
Одновременно инквизиция стремилась искоренить ересь лионских братьев,
известных также под названием лионских бедняков или вальденсов (по имени
лионского купца Пьера Вальдо, раздавшего все свое имущество и основавшего
первую общину своих приверженцев в 1176 г.). Лионские братья проповедовали
всеобщее равенство и простоту в духе первоначального христианства (см.
ст. «Как возникло христианство»), требовали, чтобы церковь отказалась от
собственности и доходов, осуждали крестовые походы, отстаивали выборность
духовенства.
Сожжение сподвижника Яна Гуса — Иеронима Пражского в городе Констанце
30 мая 1416 г. Средневековая гравюра.
Ересь лионских братьев получила довольно широкое распространение в южной
Франции, северной Италии, Испании, Швейцарии, а также в Германии и Чехии.
Инквизиция беспощадно истребляла последователей этой ереси. Последние массовые
истребления их происходили в 1655 и 1685 гг.
Особенно чудовищной была испанская инквизиция, просуществовавшая с конца
XV до начала XIX в. Имя первого испанского генерального инквизитора Торквемады
давно стало синонимом жестокости и кровожадности. За 18 лет его деятельности
погибли, по церковным данным, только на костре 10 220 человек.
Наряду с преследованием выдающихся деятелей культуры испанская инквизиция
сожгла на кострах тысячи насильно обращенных в христианство иудеев (маранов)
и мавров (потомков арабов-завоевателей) по обвинению в тайной приверженности
к иудаизму и мусульманству. В действительности же инквизиция действовала
в данном случае в тесном контакте с королевской властью, стремилась завладеть
деньгами и земельной собственностью своих жертв.
В XV—XVII вв. инквизиция стала вдохновительницей массовых «ведовских
процессов», особенно широко распространившихся в Германии. Десятки тысяч
женщин, признанных инквизиторами ведьмами, были заживо сожжены на кострах.
Инквизиция действовала во всех странах, где господствовала католическая
церковь. Инквизиционные трибуналы работали также в испанских и португальских
колониях, в особенности в Америке и на Филиппинах, где они преследовали
в первую очередь противников колониального гнета и борцов за независимость.
Дольше всего инквизиция просуществовала в Португалии (1820), Испании (1834),
американских колониях Испании (1825), на Филиппинах (1834) и в Папском
государстве (области) в Италии (1859).
Отмена трибуналов инквизиции не означала, однако, ликвидации инквизиции
как церковного института. Еще в 1542 г. в связи с распространением протестантизма,
идей гуманизма и ростом научных знаний папа учредил в Риме верховный трибунал
— так называемую «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции,
ее священное судилище». Конгрегацию возглавлял лично папа. В 1554 г. папская
инквизиция приступила к изданию Индекса (списка) запрещенных книг, чтение
которых запрещалось верующим под страхом отлучения от церкви.
В странах, где господствовала инквизиция, произведения, перечисленные
в Индексе, подлежали сожжению, а их авторы — суровым преследованиям. Всего
было выпущено 32 издания Индекса, каждое из них пополнялось новыми именами.
В Индекс включались многие выдающиеся философские, научные и литературные
произведения. В последнем издании, 1948 г., названы Джордано Бруно, великие
французские просветители Вольтер, Жан Жак Руссо и другие, многие философы,
сотни выдающихся писателей прошлого и нашего времени. Среди них Генрих
Гейне, Виктор Гюго, Адам Мицкевич, Эмиль Золя, современный итальянский
писатель Альберто
Моравиа и многие другие. Церковная инквизиция предала анафеме «глобально»
всю материалистическую, атеистическую и марксистскую литературу. Ведь для
перечисления неугодных церкви произведений потребовалось бы превратить
Индекс в многотомное издание.
Папская инквизиция была упразднена только в 1965 г., а в 1966 г. церковь
была вынуждена отказаться и от «Индекса запрещенных книг».
Вспомним имена лишь нескольких знаменитых жертв инквизиции: Жанна д'Арк,
сожжена в 1431 г.; Ян Гус и Иероним Пражский, сожжены на костре в 1415
и 1416 гг.; Джордано Бруно, погиб на костре в 1600 г.
Великий Галилей избежал костра, только осудив открытие Коперника о движении
Земли и неподвижности Солнца. Спасся бегством от суда инквизиции знаменитый
испанский художник Франсиско Гойя.
На протяжении своего существования инквизиция преследовала участников
антифеодальных народных движений в различных странах.
Если судить по количеству дел, сохранившихся в архивах «священного»
трибунала, то число его жертв исчисляется сотнями тысяч.