Еще сто лет назад историю Греции начинали с XII столетия до н. э. Между
тем были известны исторические сказания и высокохудожественные песни-поэмы,
в которых древнегреческие народные сказители еще в начале I тысячелетия
до н. э. подробно рассказывали о древних царствах одного из греческих племен
ахеян и о подвигах героев того времени. Среди них большое место
занимали поэмы о Троянской войне — «Илиада» и «Одиссея», автором которых
считают слепого певца Гомера.
В поэмах Гомера и в исторических преданиях рассказывалось, что царь
Микен Агамемнон организовал союз многих ахейских царств для похода против
могущественного троянского царства, расположенного на северо-западе Малой
Азии. Война затянулась на десять лет, а ахейское войско понесло большие
потери. Но в конце концов грекам удалось взять и разрушить Трою.
Терракотовая ваза, найденная на Крите. II тысячелетие до н. э.
Множество поэм и сказаний было также посвящено морской державе на острове
Крит и ее властителю — мудрому царю Миносу, который создал в своей столице
Кноссе огромный дворец-лабиринт. В легендах утверждалось, что Миносу были
подчинены острова Эгейского моря и часть материковой Греции; ему посылали
дань Афины, его флот добирался до Сицилии.
Все эти сведения многие ученые считали поэтическим вымыслом и относили
к области мифологии. Перелом произошел в середине XIX в., когда во многих
местах Греции стали открывать памятники, более древние, чем остатки классического
периода. В 70-х годах немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на территории
турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендарной Трои. Вслед за тем он
откопал в Пелопоннесе развалины воспетых Гомером Микен. Г. Шлиман проявил
огромную энергию и энтузиазм. Но он не был настоящим ученым, а только любителем,
поэтому он испортил, уничтожил и перемешал множество ценных памятников.
Несмотря на эти ошибки, его раскопки показали, что Троя действительно была
когда-то цветущим городом и где-то в XIII в. до н. э. она погибла в огне.
Раскопки других ученых в Микенах, на островах Родос и Фере подтвердили
представление о существовании великой цивилизации, которая предшествовала
классической эллинской, и отодвинули греческую историю еще дальше в глубь
веков.
В 1900 г. выдающийся английский археолог А. Эванс приступил к грандиозным
раскопкам Кносса на северном берегу острова Крит и достиг блестящих успехов.
Ему удалось открыть обширный дворёц, построенный в конце III тысячелетия
до н. э., полностью перестроенный около 1700 г. до н. э.
Клинок с ножнами.
Этот великолепный дворец с его тронным залом, лабиринтом коридоров,
ванными комнатами, с его изысканными фресками («Дамы в голубых платьях»,
«Обезьяна, собирающая шафран», «Рассвирепевший бык» и др.) и роскошной
расписной керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков
как памятник древнейшей и вместе с тем высокоразвитой цивилизации. Не менее
поразительным открытием был архив Кносского дворца — сотни глиняных табличек,
покрытых письменами. Они свидетельствовали о существовании в Эгейском бассейне
древнейшей письменности. А до этого только упоминание в «Илиаде» о письменах
указывало ученым на то, что ахеяне знали письменность.
Голова льва из гробницы в Микенах. Золото. XVI в. до н. э.
После открытий Эванса стало несомненным, что Кносс действительно был
центром крупной морской державы и что греческие легенды о Миносе содержат
в основе своей реальные факты, хотя и приукрашенные фантазией. По имени
этого царя древнейшая культура критян была названа минойской. Позднее дворцы,
подобные Кносскому, были открыты в других местах Крита. Теперь ученые могли
сделать заключение, что уже с XXII в. до н. э. на Крите существовали раннеклассовые
государства. Как сообщает историк Фукидид (см. ст, «Историки Древней Греции
и Древнего Рима»), критяне подчинили своей власти многие острова Эгейского
моря и часть побережья материковой Греции. Особенного могущества и культурного
расцвета достигло критское общество в XVIII—XV вв. до н. э.
Кносский дворец на острове Крит. XVI в. до н. э.
Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух новооткрытых культур.
Возникло понятие крито-микенской культуры. Стало ясно, что это была цивилизация
эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники
и культуры. Многое должна была открыть разгадка крито-микенской письменности.
Золотая маска из могилы в Микенах, которую принято называть маской
Агамемнона. XVI в. до н. э.
На острове Крит и на территории материковой Греции (во «дворце Нестора»
в Пилосе) было обнаружено в общей сложности свыше 5 тыс. глиняных табличек
с письменами, десятки каменных печатей и сосудов с надписями. Еще Эванс
предпринял первые попытки дешифровки. Ему удалось восстановить картину
эволюции минойской письменности. В 2000—1700 гг. до н. э. на Крите существовала
примитивная рисунчатая письменность (пиктография). Из этой письменности
возникло слоговое письмо А (иногда его называют линейным письмом А). Затем
на базе этого письма сложилась новая, более совершенная, письменная система
— слоговое (линейное) письмо Б.
Эванс смог прочесть лишь немногие слова на открытых им табличках и выяснил
цифровые знаки. Только в 1952 г. молодые английские ученые М. Вентрис и
Дж. Чэдвик сумели прочитать документы, написанные слоговым письмом Б. Оказалось,
что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка. Многие
тексты из ахейских дворцов оказались подробными описями оружия, колесниц,
кусков меди, хозяйственных запасов: оливкового масла, хлеба и т. д. В них
указывалось также количество коней, быков, овец. Открытие ахейской письменности
составило целую эпоху в изучении древнейшей цивилизации Греции, показав,
как много правды таилось в легендах и преданиях эллинов.
Теперь ученые с большим доверием относятся к известиям древних авторов
о том, что в глубокой древности среди населявших страну племен сначала
возвысилось близкородственное грекам племя пеласгов. По-видимому, именно
пеласги были главными создателями высокой раннебронзовой культуры в Греции
в III тысячелетии до н,: э., когда обработка бронзы, земледелие и другие
отрасли хозяйства, а также мореходство достигли высокого уровня. Позднее,
с начала II тысячелетия до н. э., над многими племенами пеласгов и греков
возвысились ахеяне. Примерно к XVI в. до н. э. ахейские царства достигли
высокого экономического и культурного развития. Крупнейшими из них были
Микены, Тиринф, Фивы и Пилос. В царских усыпальницах Микен XVII— XVI вв.
обнаружены высокохудожественные изделия из золота, серебра и полудрагоценных
камней. Позднее ахейские цари стали строить великолепные неприступные замки-дворцы.
Лучше всего изучен роскошный дворец в Пилосе с просторным тронным залом
(мегароном), к которому примыкают жилые и служебные помещения, в том числе
мастерские, где под руководством свободных мастеров трудились рабы, кладовые,
наполненные оружием, сосудами с вином и другими припасами, и канцелярия,
где хранились деловые документы, начертанные на глиняных табличках. В окрестностях
Пилоса открыты величественные круглые усыпальницы с куполами (фолосы),
в которых хоронили членов царского рода. Подобные же дворцы имелись в Микенах,
Тиринфе, Фивах и Иолке.
Вокруг дворцов в XV—XIII вв. до н. э. выросли крупные города, в которых
жили ремесленники и торговцы. Среди них были богатые люди, но значительно
больше бедняков, которые хоронили своих близких в простых ямах или в глиняных
бочках (пифосах). Такие пифосы археологи находили на многих кладбищах,
городских и деревенских. Среди жителей ахейских деревень также заметна
большая имущественная дифференциация. В хозяйствах басилеев (царей) и знати
трудились зависимые от них общинники и рабы, которых захватывали во время
войн. Рядовые земледельцы обычно рабов не имели.
С XVI—XV вв. до н. э. ахеяне ведут обширную торговлю. В Египте,
Сирии, Малой Азии, на севере Балканского полуострова и в Южной Италии найдены
изделия ахейских ремесленников. До середины II тысячелетия до н. э. ахейские
цари вели частые междоусобные войны.
Позднее басилеи, объединяя свои войска, предпринимали и заморские завоевательные
походы. Где-то после 1450 г. ахеяне подчинили себе Крит, мощь которого
была подорвана несколькими землетрясениями. Тогда же на побережье Малой
Азии они основали город Милет. XV—XIII века до н. э. — период наивысшего
расцвета ахейских царств. Народ ахиява неоднократно упоминается в египетских
и хеттских документах того времени.
Греческие предания говорят о знаменитом походе аргонавтов — морской
экспедиции ахейцев в Колхиду, о двух походах на Трою в XIV в. и военной
экспедиции, уже упомянутой нами Троянской войне, происходившей, вероятно,
в XIII в. до н. э., когда, судя по археологическим раскопкам, Троя погибла
в огне.
В области духовной культуры ахейская Греция создала многие непреходящие
ценности. Ахейское искусство оказало влияние на искусство классической
Греции. Позднейшие греческие мифы сохранили образы древних ахейских богов,
олицетворявших силы природы.
Около 1200 г. до н. э. северогреческие племена дорян, обитавшие в суровых
горных областях и испытывавшие нехватку земли, ринулись в богатые ахейские
земли и сокрушили сильные царства Микен, Тиринфа и Пилоса. Огромные пожары
уничтожили дворцы в этих городах, жители были истреблены, обращены в рабство
или бежали. Только в некоторых землях Греции сохранились небольшие ахейские
царства. Ведущая роль среди греков переходит к дорянам. С XII в. до н.
э. в истории Греции начался новый период.
Так погибла ахейская цивилизация. Со временем воспоминания о ней остались
лишь в полулегендарных песнях и сказаниях.
Общество, сменившее ахейское, было куда более примитивным. Происходит
упадок хозяйства, сокращается внешняя торговля, слоговая письменность выходит
из употребления и забывается почти повсюду. Однако проходят десятилетия,
сменяются поколения, и расцветает новая культура, впитавшая многие достижения
ахеян. Начинается эпоха классической Греции.