С незапамятных времен человеку хотелось получить ответ на вопросы: «Что
было на Земле до меня? Какие дела, славные и дурные, совершили люди былых
времен? Чем может похвалиться мой народ и другие народы?»
В Древней Греции первыми дали ответ на эти вопросы слагатели эпических
песен — аэды. Героический эпос, сберегавший память о стародавних войнах,
называвший имена самых выдающихся участников этих войн, повествовавший
об их подвигах, победах и гибели, был самой ранней формой греческой историографии.
Наивно веря отечественным преданиям, греки нисколько не отличались от
других древних народов. И только потом они начали делать то, что не делал
ни один из древних народов Ближнего Востока: они начали подвергать отечественные
предания систематической критике. С этого и начинается, собственно, история.
Многоопытный политик и путешественник Гекатей (конец VI в.— начало V
в. до н. э.), уроженец торгового ионийского города Милета, собравшись пересказывать
дела минувших дней уже не эпическими стихами, а деловой прозой, предпосылает
своему труду такое заявление: «Гекатей из Милета говорит так: я пишу это,
как мне покажется правильным, потому что рассказы эллинов многочисленны,
и притом, сдается мне, смешны...» Для тех времен это было решительно сказано.
Мы слышим голос человека, который хочет все проверить и говорит от себя
и по-своему, не ссылаясь на авторитет ходячего мнения или на вдохновение
от божества. Это был очень важный шаг. Гекатей продолжал пересказывать
все те же мифы, но подвергая их суду здравого смысла.
Одновременно с Гекатеем и немного позже жили и другие греческие прозаики,
которые, так же как и он, записывали и перетолковывали местные предания
отдельных городов и народов; их называют логографами (от греческого «логос»
— мысль, разум и «графе» — пишу). Это еще не историки в настоящем смысле
слова, скорее летописцы.
Следующий шаг сделал Геродот, которого римский оратор Цицерон, мастер
крылатых слов, прозвал отцом истории. Геродот родился около 484 г. до н.
э. в малоазиатском городе Галикарнасе, принимал активное участие в политической
жизни своей родины. Он много путешествовал, побывал в греческих колониях
Северного Причерноморья, в Египте, Финикии, Вавилоне и во многих городах
Греции. Его второй родиной стали Афины, а умер он в одном из греческих
городов южной Италии. Когда Геродот был ребенком, происходили греко-персидские
войны. Позднее размышления об этом помогли Геродоту оторваться от узости
местных преданий и выйти к широким горизонтам всеобщей истории тогдашнего
мира. Свой объемистый труд Геродот назвал историей; это слово означало
«изыскания». Начал он его такими словами: «Геродот Галикарнасец написал
эти изыскания, дабы дела людей не позабылись от времени и дабы не потеряли
своей славы великие и удивительные подвиги, совершенные как эллинами, так
и варварами, в особенности же потому, почему они начали воевать между собой...»
Сразу же отметим замечательную черту Геродота. Он относится к славным
делам «варваров», т. е. иноземцев, с не меньшим уважением, чем к
славным делам греков. Не все греки умели понять эту благородную широту;
позднее его иногда иронически называли «любителем варваров». Только к середине
своего труда Геродоту удается добраться до греко-персидских войн. Перед
этим он не спеша рассказывает об истории и быте различных народов Ближнего
Востока, а также скифов (эта часть сочинения Геродота — древнейший источник
по истории народов, живших тогда на территории СССР). Он не только «отец
истории»; его можно назвать и «отцом этнографии» — науки о быте и нравах
народов.
Но Геродот легко смешивает исторические факты с выдумкой. Он всегда
рад рассказать какую-нибудь красивую или поучительную, страшную или смешную
легенду, например: о дельфине, вынесшем из морской пучины певца Ариона;
о египетском воре, который трижды так ловко обманул фараона, что фараон
пришел в восторг и выдал за него замуж свою дочь.
Лишь одно поколение отделяет Геродота от Фукидида, родившегося около
460 г. до н. э. Но между обаятельной наивностью Геродота и строгостью мысли
Фукидида, стремившегося превратить историю в науку, лежит пропасть. В отличие
от своих предшественников Фукидид не рассказывал о делах былых времен,
а занимался историей современных ему событий, его тема — Пелопоннесская
война. Его труд начинается так: «Фукидид Афинянин написал историю войны
между пелопоннесцами и афинянами, как они вели ее друг против друга; приступил
же он к труду своему тотчас же после начала войны в уверенности, что война
эта будет войною важною и самою достопримечательною из всех предшествовавших...»
Геродот.
Фукидид излагает только факты, в истинности которых он уверен. Если
Геродот — «отец истории», Фукидид — «отец исторической критики». На раздоры
греческих государств он смотрит с интересом мыслителя, изучающего природу
человека. Он уделяет много внимания экономическим условиям и социальной
борьбе. Фукидид не верит во вмешательство богов в дела людей, недаром древние
ученые называют его безбожником. Ему чуждо наивное желание учить читателя
морали; он верит в поучительность истории, но в другом смысле — тот, кто
понял логику происшедших событий, лучше поймет грядущие события и даже
сможет их предсказывать. Мысль Фукидида направлена на то, что мы называем
законами истории.
Совсем другой тип подхода к истории дал Плутарх (около 46 — около 127
н. э.). Он жил во времена, когда Греция входила в состав Римской империи
и сами римляне утратили свою республиканскую свободу. Ему хотелось среди
серости императорского режима напомнить читателям, как прекрасны были великие
люди свободной Эллады и свободного Рима. С этой целью он написал «Параллельные
жизнеописания» — серию парных биографий, в которых для каждого греческого
исторического деятеля подобран в «параллель» похожий на него характером
или судьбой римлянин (например, ораторы Демосфен и Цицерон или борцы против
тирании Дион и Брут). Плутарх — в первую очередь писатель; его интересует
прежде всего историческая личность, пафос и лиризм истории.
Фукидид.
«Изучая историю, — пишет он, — мы приучаем себя постоянно сохранять
в душе память о лучших и достославнейших людях, а если общение с окружающими
по необходимости заставит нас столкнуться с чем-нибудь мерзким, порочным,
низким, — отбрасывать и отвергать это, сосредоточивая радостное и умиротворенное
размышление на достойнейших образцах». Нельзя не восхищаться умением Плутарха
схватывать цельный облик человека. Недаром его изложение биографии Цезаря
легло в основу трагедии Шекспира «Юлий Цезарь».
Римская историография развивалась под влиянием греческой. Виднейший
политический и военный деятель Рима Гай Юлий Цезарь (100— 44 до н. э.)
был историком своего времени и своих дел: он написал «Записки о галльской
войне» (древнейший источник по истории Франции!) и «Записки о гражданской
войне». Оба сочинения отличаются ясностью, четкостью и строгой красотой
стиля.
Современник и сторонник Цезаря — Гай Саллюстий Крисп (около 86—35 до
н. э.) поставил себе задачу выявить пороки современного ему общества.
Это был мастер драматического изложения и психологической характеристики.
Вот как он описывает Луция Сергия Катилину, организовавшего в 63 г. заговор
с целью захвата власти в Риме: «Тело его было выносливо в гладе, хладе
и бдении сверх всякого вероятия; дух его был дерзок, коварен, переменчив;
в любом деле лицемер и притворщик, жадный до чужого, своего расточитель,
страстный во всех желаниях; красноречия вдоволь, благоразумия мало. Ненасытный,
вечно его дух жаждал безмерного, невероятного, недосягаемого...»
В I в. при императорах Тиберии, Калигуле, Нероне, Домициане и других,
когда в Риме царил ужасающий массовый террор и обычными стали казни без
суда и следствия, для правдивой историографии не оставалось места. Но когда
волна зверств схлынула и стало возможно говорить и писать правду, лучшие
люди. Рима не могли не задуматься: что, собственно, случилось и как это
могло случиться? На этот вопрос попытался ответить Публий Корнелий Тацит
(около 55—120 н. э.), величайший историк Римской империи. Его «Анналы»
(«Летописи») дают потрясающую картину двуличия и предательства, произвола
и лицемерия, отметивших царствование Тиберия (14—37 н. э.). В других сочинениях
он говорит о деспотизме и преступлениях императора Домициана (81—96 н.
э.). Обращаясь к современникам, Тацит как бы возлагает на них ответственность
за судьбу писателей, казненных при Домициане, за их высказывания, неугодные
императору. Он пишет: «Это наши руки тащили Гельвидия в темницу, нашим
предстали глазам Маврик и Рустик, на нас запеклась невинная кровь Сенециона».
Стиль Тацита соответствует избранной им теме. Его сжатый, сосредоточенный,
суровый язык достигает большой силы и выразительности.
Сочинения греческих и римских историков открыли долгий ряд попыток человечества
взглянуть на себя со стороны, понять собственный путь и познать логику
своих судеб.