В «Истории Армении» армянского историка Мовсеса Хоренаци (V—VI вв.)
рассказана легенда-о постройке ассирийской царицей Шамиран (греки называли
ее Семирамидой) города на восточном берегу озера Ван. Долгое время ученые
не знали, насколько достоверны эти сведения.
В 40—50-х годах XIX в. археологи сделали ряд блестящих открытии в Египте
и Ассирии. В музеях Западной Европы появились замечательные памятники древней
культуры, найденные в этих странах. Вскоре ученым удалось прочитать и ассирийские
летописи. В них рассказывалось, что с IX в. до н. э. ассирийцы вели упорные
войны с государством Урарту. Эпизоды войн были изображены на бронзовой
обивке ворот из дворца ассирийского царя Салманасара III. На этих рельефах
показано движение ассирийского войска через горы, битва, взятие крепости,
угон пленных и увоз добычи, приношения жертв около озера. Началась расшифровка
местных клинописных надписей, и при помощи близкой к ним ассирийской клинописи
они заговорили. Только в 70-х годах XIX в. ученые наконец определили, что
упоминаемая в ассирийских летописях страна Урарту находилась в районе озера
Ван, что ее столица Тушпа была тем самым городом, о котором впервые после
его гибели рассказал миру Мовсес Хоренаци.
Постепенно вырисовывалась история забытого государства. Уже в XIII в.
до н. э. ассирийские войска, совершившие походы в горные местности на юг
и юго-восток от озера Ван, застали там крупное объединение племен Уруатри.
Сами урарты называли свою страну Биайни, и от этого имени произошло современное
название Ван.
Кладовая для вина в городе Тейшебаини. VII—VI вв. до н. э.
Государство Урарту с крепкой центральной властью сложилось в конце IX
в. до н. э. Его столица г. Тушпа располагалась на недоступной скале у восточного
берега озера Ван. Здесь правили царь Ишпуини (825—810 до н. э.) и его сын
Менуа (810— 785 до н. э.). В первой половине VIII в. до н. э. Урарту заняло
господствующее положение среди стран Передней Азии, и урарты вели успешную
войну против ослабевшей Ассирии. Захватив районы северной Сирии, они овладели
основными торговыми путями, связывавшими Переднюю Азию со Средиземноморьем.
Не случайно урартские художественные изделия были найдены при раскопках
в Малой Азии, островной и материковой Греции, в Италии.
В первой трети VIII в. до н. э. урарты распространили свою власть и
на землю к северу от Аракса. Там их привлекали плодородная равнина реки
Араке, где можно было захватить скот, и горы, богатые медной рудой.
В 782 г. до н. э. урартский царь Аргишти, сын Менуа, построил крепость
и дал ей имя Эребуни. Оно сохранилось в названии г. Еревана, на территории
которого находятся развалины этой крепости.
Урартские летописи царей Аргишти I и его сына Сардури II рассказывают
о завоеваниях новых областей, о постройке крепостей, о земледельческих
работах, разведении виноградников и садов.
В 714 г. до н. э. ассирийский царь Саргон II совершил поход против Урарту
и разгромил его. При раскопках ассирийской столицы Ниневии найден государственный
архив из глиняных табличек, покрытых клинописью. Некоторые из небольших
табличек (их можно было легко спрятать за пазуху) оказались письмами —
донесениями ассирийских разведчиков, посланных в Урарту. Крупные таблички
с более четким текстом были сводками этих донесений, составленными наследником
престола Синахерибом.
Бронзовая фигурка фантастического существа, украшавшая трон. Урарту.
VIII—VII вв. до н. э.
Во второй столице Ассирии — г. Ашшуре была найдена очень крупная клинописная
таблица с текстом о походе Саргона II против Урарту. При раскопках дворца
Саргона II обнаружены рельефы с изображением эпизодов похода 714 г., в
частности взятия и разграбления урартского города Мусасира.
Оправившись от жестокого поражения, государство Урарту существовало
еще 120 лет и пережило своего противника — Ассирию. В середине VII в. до
н. э. во время правления царя Русы II, сына Аргишти II, Урарту вновь стало
одним из могущественных государств Древнего Востока. В то время его отношения
с Ассирией улучшились. Обе стороны избегали военных столкновений. Цари
Руса II и его сын Сардури III снаряжали даже дружественные посольства к
знаменитому ассирийскому царю Ашшурбанапалу.
Руса II успешно продвигался на запад, в восточные области Малой Азии,
а также расширил урартские владения на севере. При нем был основан крупнейший
в Закавказье урартский город Тейшебаини, названный так по имени бога войны
— Тейшебы.
Археологические раскопки на территории Турции и Советской Армении открыли
памятники урартской культуры именно этого времени. Особенно большой материал
дали раскопки холма Кармир-блур (Красный холм) на западной окраине Еревана,
где были обнаружены остатки Тейшебаини.
Это был крупный административный урартский центр. Здесь находился урартский
наместник, стоял военный гарнизон, сюда привозили дань, собранную в окрестных
областях.
Раскопки Тейшебаини дали яркую картину хозяйства древнего Урарту. В
районе крепости был найден большой каменный памятник с клинописным текстом,
где рассказывается об отведении от реки Раздан (Ильдаруни) каналов и о
превращении полупустынной местности в цветущий район. Нашли там и большое
количество зерновых запасов и остатки плодов. Обнаружены целые скелеты
коров, овец
и лошадей. Так ученые узнали о развитии земледелия и животноводства
в Урарту. В Тейшебаини было развито и ремесло, особенно гончарное, и обработка
металла, в первую очередь железа.
В цитадели находилось восемь кладовых для вина с вкопанными в земляной
пол крупными сосудами — карасами, общей емкостью около 400 тыс. л. В кладовые
для зерна засыпалось около 750 т пшеницы, ячменя, проса. Эту трудоемкую
и тяжелую работу можно было сделать лишь силами многих людей, по-видимому
военнопленных.
Такой крупный хозяйственный центр не мог обойтись без учета. При раскопках
крепости найдено несколько глиняных табличек, покрытых клинописью. Таблички
с небрежным текстом — хозяйственные записи, в них фиксируется, например,
количество кож и шерсти. Таблички с оттиском печати — это царские распоряжения.
Они касаются передела земли, возврата беглой рабыни, получения дани и др.
Эти документы открывают нам повседневную жизнь крепости.
Большинство свободного населения Урарту составляли земледельцы-общинники,
которые отбывали военные и строительные повинности. Наиболее тяжелые работы
возлагались на рабов, которых захватывали во время военных походов. Летописи
царя Аргишти I рассказывают, что при постройке Эребуни урарты переселили
туда 6600 пленных. По своему социальному строю Урарту был очень близким
к рабовладельческим государствам, таким, как Вавилония и Ассирия.
Культура Урарту развивалась под влиянием Ассирии. В конце IX в. до н.
э. урарты оставили свое самобытное иероглифическое письмо и перешли к клинописи,
заимствовав знаки из ассирийской письменности и применив их к своему языку.
Многие произведения искусства также сходны с ассирийскими памятниками.
Однако, используя художественные образцы своих соседей, урарты творчески
перерабатывали их, внося свои оригинальные черты.
Наиболее своеобразный памятник урартской архитектуры — храм в Мусасире,
о котором мы имеем представление благодаря изображению, обнаруженному на
рельефах дворца Саргона П. Он имеет много общих черт с греческими архаическими
храмами.
В цитадели Тейшебаини найдены бронзовые щиты, шлемы и колчаны, украшенные
высокохудожественными изображениями и снабженные надписями царей VIII в.
до н. э. Аргишти I, Сардури II, Русы I. На этих предметах изображены урартские
боевые колесницы и всадники, священные деревья со стоящими по их сторонам
крылатыми божествами. Обнаружены при раскопках и другие бронзовые предметы,
а также множество железного оружия — кинжалы, мечи, наконечники копий и
стрел. Найдены образцы ювелирного искусства: золотые серьги, бусы, булавки,
серебряные медальоны с изображениями урартских богов.
Раскопки Эребуни на окраине Еревана, противоположной Кармир-блуру, открыли
крепость, в которой находился царский дворец, храмы и обширные хозяйственные
помещения. Стены многих из строений Эребуни были покрыты росписями, изображающими
процессии богов, сцены охоты и, по-видимому, повседневной жизни.
Во второй половине VII в. до н. э. у урартов появились новые опасные
враги — мидийцы и скифы. Под ударами выдвинувшейся в этот период могучей
державы Мидии пали сперва Ассирия (612— 605 до н. э.), а вслед за ней и
столица урартов Тушпа.
Урартские административные центры в Закавказье в это же время были уничтожены
скифами. В стенах крепости Тейшебаини обнаружены характерные скифские бронзовые
стрелы. Раскопки открыли следы грандиозного пожара, возникшего при штурме.
В огне погибли люди и животные, а сгоревшие балки перекрытий и обрушившиеся
стены из сырцового кирпича завалили помещения цитадели и сохранили до нас
их содержимое.
На развалинах урартской державы возникло новое объединение племен, во
главе которого стали армены — предки армянского народа, входившие прежде
в состав Урартского государства. Теперь они стали играть руководящую роль,
их язык стал господствующим, и вся страна получила название Армении. Это
название впервые упоминается в летописи персидского царя Дария I на Бехистунской
скале (см. ст. «О чем рассказала Бехистунская надпись»).
Памятники раннеармянского государства были найдены в уцелевшей урартской
крепости Эребуни. Культура древнего государства Урарту была унаследована
армянскими и грузинскими племенами, создавшими около IV—III вв. до н. э.
свои государства.
Урартское государство включало в свой состав земли Южного Кавказа; его
можно считать древнейшим из государств, некогда существовавших на территории
Советского Союза.