В 1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего
города Сузы, который на протяжении веков был столицей могущественного государства
Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Здесь они обнаружили расколотый
на части столб из черного базальта 2 м высотой.
На лицевой стороне столба наверху были вырезаны две рельефные мужские
фигуры. Один из изображенных восседал на троне, другой стоял перед ним
в почтительной позе. Под изображением шла длинная надпись причудливыми
клинообразными знаками.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского
музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные
тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский
язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки,
в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи,
правившего с 1792 по 1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи
и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и вручал
ему судейский жезл и кольцо.
Вавилон был одним из крупнейших городов Древнего Востока, возникших
еще в III тысячелетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в.
до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства,
правители которого подчинили себе многие соседние области. Хаммурапи был
шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до
находки каменного столба.
Ко времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд
независимых и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи,
совершив ряд удачных военных походов, объединил под своей властью все эти
государства — от Персидского залива до Ассирии включительно. На северо-западе
он завладел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному
морю. В это время древневавилонское царство достигло своего наивысшего
могущества.
Верхняя часть столба Хаммурапи.
Стремясь укрепить рабовладельческое государство, Хаммурапи установил
законы, охранявшие интересы рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составили
свод законов. Во вступлении к этому своду Хаммурапи заявил, что законами
он защищал слабого от сильного. Правда ли это?
Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего
Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой
кирпичной площадке поставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью.
На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от него на скамьях
расселись жрецы и старейшины. Один за другим подходят каждый со своим делом
жалобщики» ответчики и свидетели.
Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме ростовщика, где
отрабатывал долг своего отца: «Ростовщик бил моего сына, морил его голодом
и заставлял работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом,
а не чужеземец. Он только три года должен был провести в доме ростовщика.
На четвертый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто
вернет мне моего сына, которому оставался всего год до окончания срока
подневольной работы?»
Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого
и не нашли на нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить
должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от
болезни. Судья признает богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач,
по обыкновению, пришлет ему щедрые подарки.
Далее судят строителя, который построил кирпичный дом так непрочно,
что стена обвалилась и задавила хозяйского сына. «Ты лишил по своей небрежности
благородного человека его сына. За это и ты потеряешь своего сына. Око
за око, зуб за зуб, человека за человека. Отдай любого из своих сыновей»,—
говорит судья. «Но мои дети ни в чем не виноваты!» — «Тогда иди сам на
казнь!»
Наконец, приводят бледного, испуганного старика. Соседи видели, что
он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное,
ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание:
«Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю
его печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого
умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу
Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну.
Полумертвого старика извлекают из воды и присуждают к смертной казни —
сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он был
невиновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится
жертвой невежества и суеверия.
Молодой раб, покидая площадь, жалуется своему попутчику: «Все могут
обращаться в суд, кроме нас, рабов. Недавно мой господин забил до смерти
моего старого дядю. Я пришел было к судье, но он даже не стал меня слушать,
узнав, что господин убил своего, а не чужого раба». По законам царя Хаммурапи,
раб считался такой же собственностью, как домашнее животное, и хозяин не
нес ответственности даже за убийство раба.