На запад от города Каира, на самом краю пустыни, где она граничит с
плодородной долиной Нила, высятся грандиозные и величественные гробницы
фараонов, прославленные пирамиды. Они простояли около 4,5 тыс. лет, и время
пощадило их. Самая высокая из них — пирамида фараона Хуфу, которого греки
называли Хеопсом.
Жрецы говорили: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем, — это
гостиницы. Подлинное жилище человека — гробница, дом вечности, где он будет
обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей
гробнице». И Хеопс решил сократить государственные расходы, а большую часть
доходов тратить на создание гробницы, которая будет выше и величественнее
всех прежних царских гробниц.
Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев-египтян.
Фараон велел выбирать для работы самых здоровых, сильных и выносливых.
Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть
года. По словам греческого историка Геродота (жил в V в. до н. э.), в столицу
Мемфис согнали около 100 тыс. человек. Кормили их черствыми лепешками,
сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на смену им гнали
все новых и новых...
Первые десять лет ушли на подготовительные работы. Прокладывали удобный
путь к месту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около Гизы —
предместья современного города Каира), рыли подземные тайники и закладывали
фундамент. А в каменоломнях к востоку от Нила скалывали глыбы известняка
и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская
каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления
царя.
2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны
медными орудиями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены
друг к другу.
Высота пирамиды — 280 локтей (около 147 м), что примерно равняется высоте
современного сорокаэтажного дома. Обтесанные плиты были уложены с таким
совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть иголку. Вход в пирамиду
находился на северной стороне.
Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10Х5Х5м),
в которой был установлен царский гроб — саркофаг. Он не сохранился до нашего
времени, но предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор
вел в склеп царицы.
Хеопс добился своей цели, несмотря на то что трудовой народ роптал и
даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными тратами, истощавшими
страну.
После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными
обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали
тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую
мумию погребальными пеленами.
Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков
и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный
мир.
Общий вид великих пирамид в Гизе (недалеко от Каира). На заднем плане
— пирамида Хуфу, в середине — Хафра, на переднем плане — Менкаура и меньших
размеров гробницы вельмож.
Плакальщики и плакальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи
в жертву душе умершего быков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды
и вход в гробницу замуровали. Во время одного из восстаний, подробности
которого нам неизвестны, мумия была выброшена из склепа и бесследно исчезла.
От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности
причисляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное
здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит
уже пятое тысячелетие и мало изменилось от времени. Только потрескавшаяся
наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, а верхушка
начала разрушаться, так что пирамида понизилась на 9 м. Рядом с пирамидой
Хуфу высятся пирамиды меньших размеров — его преемников Хафра и Менкаура,
а к югу от них несколько десятков других.
Фреска из гробницы царицы Нефертари. Слева — богиня Хатор, владычица
Фив. Справа — солнечный бог Ра — Атум с головою сокола. XIV—XIII вв. до
н. э.
В 1953 г. два египетских археолога откопали среди песков невдалеке от
пирамиды Хеопса тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри
оказалась огромная деревянная ладья фараона, 35 м длиной, с двумя рядами
весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью, чтобы душа — двойник — царственного
покойника могла поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое
«царство мертвых».
На следующий год другой египетский археолог раскопал занесенную толстым
слоем песка пирамиду фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса.
Пирамида, к счастью, была нетронутой. Ни один грабитель в нее не проник.
Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся,
но, к разочарованию ученого, он оказался пустым.
У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы).
Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего
захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.
Фреска из гробницы. В верхней и средней части — изготовление жертвенных
сосудов. В нижней части — приношение жертвенных даров: ожерелий и чаши.
XV— XIV вв. до н. э.
Почему египетские властители тратили столько сил и средств на создание
своих гробниц? Египтяне верили, что возможно воскрешение мертвых. Они считали,
что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться.
Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных
рабовладельцев. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож
и чиновников. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.
В египетских мифах подробно рассказывалось о смерти и воскресении доброго
бога Осириса (см. ст. «Умирающие и воскресающие боги»). Египтяне верили,
что оживший Осирис оставил царствовать на земле своего сына Гора, а сам
отправился в далекие «поля Ялу» (египетский рай).
Каждый фараон считал, что после смерти и погребения его Ка (по-египетски,
душа, точнее, двойник человека) сольется с богом Осирисом в одно целое
и будет царить в загробном мире. По представлению египтян душа — двойник
человека — после его смерти может посещать гробницу и пользоваться всем,
что там оставлено.
Но египетские жрецы утверждали, что вечную жизнь и загробное блаженство
могут заслужить и подданные фараона, если они вдобавок к надлежащему погребению
вели благочестивый и добродетельный образ жизни.
Если покойника похоронить по всем правилам (а для этого нужны были большие
средства); то его душа не погибнет и, пройдя длинный путь, доберется до
Чертогов Осириса. Там стоят священные весы, и на них будут взвешиваться
добрые и злые дела умершего. Впрочем, Осириса легко было обмануть. Для
этого нужно было иметь Книгу мертвых, которую клали в гроб богатых и высокопоставленных
египтян.
В 125-й главе этой книги приведен список преступлений, которых умерший
не совершал. Если душа его бодрым и уверенным голосом ответит Осирису:
«Я не убивал, я не грабил, я не отнимал молока от уст младенцев» и т. д.,
то он будет оправдан. Таким образом, Книга мертвых должна была помочь богатому
человеку получить место в раю. Для бедняков, у которых не было средств
на мумификацию и покупку Книги мертвых, не оставалось надежд на загробное
благополучие.
Древнейшее народное восстание
Много веков тому назад в Египте произошло грандиозное восстание
трудового люда — первое в мировой истории, о котором дошли до нас сведения.
Оно было описано египетским вельможей по имени Ипусер. Сообщает о нем также
другой египетский писатель — Неферти.
Мы узнаем, что разоренные земледельцы поднялись с оружием в руках
против фараона, вельмож и богачей. Рабы отказались повиноваться своим господам,
заставлявшим их работать под ударами палок и бичей.
Вся страна на короткое время преобразилась. Зерно из царских амбаров
было поделено между всеми. Бедняк, который прежде обрабатывал свой участок
вручную, захватил быков и стал запрягать их в плуг. Рядовые земледельцы
и даже рабы сбросили жалкие лохмотья и стали ходить в одеждах из тончайшего
полотна. Рабыни украсили свои шеи ожерельями из дорогих бус. Голодные и
оборванные девушки научились пользоваться прекрасными медными зеркалами.
Когда же произошло это древнейшее из известных историкам восстание
народных масс? Найденные документы не дают даты, не называют имени фараона,
сброшенного с трона, и имен вождей восстания. Однако упоминается, что в
разгар вооруженной борьбы извне вторглись в Египет азиатские племена, а
мы знаем точно, что за 1700 лет до н. э. страна действительно была покорена
гиксосами — кочевыми племенами, пришедщими из Передней Азии. Выдающийся
советский ученый академик В. В. Струве на основании этого факта и ряда
других соображений пришел к выводу, что грандиозное восстание египетских
рабов и бедняков произошло приблизительно в середине XVIII в. до н. э.
(около 1750 до н. э.). Это восстание потрясло основы рабовладельческого
общества в Египте.
Однако восставшие бедняки и рабы не в состоянии были разумно воспользоваться
своей победой. Они делили между собой богатства угнетателей, но не думали
о том, чтобы уничтожить рабство и построить новую жизнь без насилия и эксплуатации.
Вскоре была восстановлена власть фараона и знати, и все пошло по-прежнему.