Мы познакомились с тем, как начиналась наука о первобытном обществе.
Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело первобытное общество в целом
и каковы его отличительные черты?
Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления
древнейших обезьянолюдей свыше 2 млн. лет тому назад и кончая возникновением
первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытнообщинного строя
или эпохой доклассового общества. Самой главной и самой важной особенностью
первобытнообщинного строя было отсутствие частной собственности, эксплуататоров
и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Люди доклассового общества жили
сравнительно немногочисленными и относительно самостоятельными группами
— общинами. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали
в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогая друг другу
в беде. Выстоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные
коллективы, внутри которых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь
преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.
Первобытнообщинный строй — самая длительная в истории человечества эпоха
— делится на две части. Первая часть — время становления человека и общества
(см. т. 7 ДЭ, ст. «От животного к человеку»). Вторая часть начинается с
момента возникновения людей современного вида и кончается вместе с самим
доклассовым обществом.
Свой современный вид люди приобрели 70 — 50 тыс. лет назад. Первые самые
древние скелеты людей современного вида были найдены в пещере Кроманьон
во Франции. Поэтому их и принято называть кроманьонцами.
Время, когда жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом
(от греческого «палеос» — древний и «литое» — камень). Кремневые орудия
кроманьонцев: всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники
копий — поражают разнообразием и тщательностью обработки.
Скульптурные изображения животных, найденные в пещере на территории
Франции. Верхний палеолит.
Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев,
доказывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов,
зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали
изумительные наскальные изображения животных, впервые открытые в Испании
в пещере Альтамира, а позже обнаруженные в десятках других пещер и гротов
Европы, в том числе и в Каповой пещере Южного Урала.
Судя по находкам археологов, люди верхнего палеолита умели сооружать
прочные, постоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали
не только жерди, но также кости и бивни мамонтов, рога северных оленей.
Сверху каркас накрывали ветвями, дерном или шкурами.
Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей
верхнего палеолита была во многом похожа на жизнь родовых общин аборигенов
Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индейцев Северной
Америки. Поэтому ученые и пришли к выводу, что именно тогда, в верхнем
палеолите, возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у
ирокезов, а затем и у других культурно отсталых народов. А раз так, то,
следовательно, кроманьонцы и их потомки жили также родовыми общинами.
Родовая община — это ячейка «готового», как говорил Ф. Энгельс, человеческого
общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Единство, сплоченность
родовой общины еще более укреплялись сознанием общности происхождения всех
ее членов от одного предка.
Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри
общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения
с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем
самым отношения родства возникали и между общинами, еще более расширяя
рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару.
Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные,
смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям.
Крепко сплоченные коллективы родовых общин расселились по всем континентам,
кроме Антарктиды. Именно тогда, 30—40 тыс. лет назад, люди заселили ранее
не освоенную человеком территорию: северные области Европы и Азии, американский
континент, Австралию.
Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек
и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, ракообразных, моллюсков.
Огромные, протянувшиеся порой на многие сотни метров, кучи раковин и пищевых
отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах.
15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы, приручили собаку. Продуктивность
охоты резко увеличилась. На той же площади могло теперь кормиться гораздо
больше людей.
Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных
растений. Затем они стали оберегать эти заросли от животных, птиц и сорняков.
Наконец, наблюдая, как развиваются растения, они начали закапывать в землю
их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой.
С такой примитивной обработки земли и началось земледелие. Оседлая жизнь
создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие
поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда
оставались около человека, а затем и размножались в неволе.
Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных
животных. К тому же земледелец мог выделить часть урожая для подкормки
домашних животных. Так возникло скотоводство.
Земледелие и скотоводство развивались медленно и незаметно для самих
участников этого процесса. Тем не менее возникновение земледелия и скотоводства
означало подлинную революцию, начавшуюся 10 тыс. лет назад в предгорьях
Передней Азии. Многие историки называют эту эпоху «земледельческой революцией».
Именно тогда человек впервые перешел от простого добывания средств существования
к их производству.
С переходом к земледелию и скотоводству человечество вступило в новый
период, который археологи называют эпохой неолита (от греческого «неос»—новая
и «литое»—камень). Основные, важнейшие орудия труда по-прежнему изготовлялись
из камня. Шлифованные каменные топоры (их-то и считали когда-то «громовыми
стрелами» и «небесными топорами») типичны для этой эпохи. Однако жизнь
людей изменилась коренным образом. Земледельческий и скотоводческий труд
обеспечивал людей средствами существования. У людей появилось больше времени
для общественных дел, больше возможностей для занятий живописью, резьбой,
музыкой и другими видами искусства. Жизнь стала богаче, разнообразнее,
но и сложнее.
В эпоху неолита люди, как и прежде, продолжали жить родовыми общинами.
Однако земледельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи
на родовые общины охотников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь
производить гораздо больше средств существования, поэтому они стали гораздо
многолюднее. Во-вторых, труд земледельца и скотовода требовал четкой, продуманной
организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т.
д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство
нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота,
в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во
всевозможной посуде и прочей утвари, в дровах для очагов и печей. Поэтому
в общинах стали выделяться вожди и старейшины, главной обязанностью которых
становится организация и распределение всех работ и руководство жизнью
общины, в том числе и военная ее организация. Вожди и старейшины были также
главными хранителями трудовых навыков и секретов, опыта и знаний, выработанных
и накопленных предшествующими поколениями.
Со временем вожди и старейшины незаметно поднимались над рядовыми общинниками.
Позже они присвоили себе право распоряжаться имуществом всей общины и даже
вещами отдельных общинников.
Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало
тем самым расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более
совершенные средства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться
в своем хозяйстве без помощи других общинников. Появились также семьи,
которые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли
для общины посуду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки
и т. п. Взамен община обеспечивала умельцев всем необходимым. Так возникло
ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между
общинами, а позже и внутри их устанавливался регулярный обмен всевозможными
продуктами труда. В то же время более совершенная техника давала возможность
отдельным семьям существовать независимо от общины. Со временем появились
богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи
вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей.
Богатые общинники стремились сами распоряжаться своим имуществом. Так
стала формироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу
и несовместимая с ним.
Узы родства постепенно перестали быть главными связями между общинниками.
Богатые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств
и своей власти от рядовых общинников, хотя бы они и оставались их родственниками.
Положение и место человека в обществе все больше определялось не тем, к
какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден,
знатен или нет. Прежнему равенству и коллективизму доклассового общества
пришел конец. Внутри его уже созрели социальные силы, которым суждено было
окончательно его разрушить.
Толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сначала
меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего,
в Западной Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались
намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и скотоводы
стали производить теперь гораздо больше средств существования.
Общественная жизнь еще больше усложнилась. Выделился привилегированный
слой лиц, взявших в свои руки все управление общественной жизнью. Для содержания
этой общественной верхушки вводят налоги, которые в случаях необходимости
взимаются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не
только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел.
Военнопленных, которых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов —
при возросшей производительности труд раба был выгоден.
Так постепенно и незаметно для самих участников этих процессов в обществе
образовался класс рабов и произошло разделение свободных на эксплуататоров
и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества.